Сегодня Хэллоуин – время «разгула» различных голодных упырей, мстительных духов, злых гоблинов и прочих зловещих мертвецов в нашу реальность, пока барьеры меж мирами снова не закроются к следующему утру.
В то время как Хэллоуин уже можно считать всемирным праздником нечисти, с его неизменными атрибутами вроде инфернальных тыкв и назойливых конфетных попрошаек в костюмах нелюди, многие национальные культуры обзавелись своими особенностями празднования и своими уникальными демонами и бесами.
Ниже представлена пятерка самых интересных мировых культурных особенностей праздника Хэллоуин.
Канун Дня Всех Святых
В западной Европе канун Дня всех святых празднуется ежегодно 31 октября. Дата этого праздника неразрывно связана с наступлением следующего (1 ноября) Дня Всех Святых, когда люди молятся за упокой тех, кого с нами нет.
Однако многие считают, что этот праздник происходит от кельтского праздника урожая, так называемого Самхейна, который обозначал начало нового года по календарю этого народа. Считалось, что во время Самхейна барьеры между реальным и потусторонним мирами становились настолько тонкими, что позволяли всякой разбушевавшейся и неупокоенной нечисти вторгаться в наш мир и творить бесчинства, уничтожая посевы и губя домашнюю живность, если им не оставляли угощения и подношения.
Кроме того, души умерших родственников в этот день также охотно навещали свои бывшие владения, поэтому для них специально накрывали трапезный стол и оставляли почетное место.
Алчущие призраки
В традиционной китайской культуре седьмой месяц календаря называется месяцем Призраков. Это период, когда духи и фантомы беспрепятственно пересекают границы нижних миров, чтобы навестить ныне живущих.
Это происходит ежегодно в 15 день месяца Призраков (в этом году он выпал на август), когда мертвые наносят визиты в наш мир. Существует поверье, будто те духи, у которых в этом мире не осталось родственников или они забыли об ушедших, уныло блуждают по улицам городов бок о бок с живыми, склонив к земле свои тонкие и истощенные от вечного голода шеи в поисках пищи.
Те, семьи, которые чтут своих предков, совершают буддистские или лаосские ритуалы, помогающие духам упокоиться. Так, в Гонконге и Тайване люди окуривают помещения ароматическими палочками, сжигают денежные купюры – подношения, специально создаваемые для мертвых.
Фестиваль воздушных змеев
31 октября и 1 ноября жители Центральной Америки и Карибского бассейна собираются на кладбищах, чтобы почтить память ушедших. А в городе Сумпанго в Гватемале люди создают гигантских красочных бумажных змеев из бумаги и бамбука, некоторые из которых могут быть более 6 метров в диаметре.
С наступлением Дня Всех Святых жители взбираются на самый высокий холм, прилегающий к городскому кладбищу, и выпускают на волю ветрам воздушных змеев. Обычно бумажные змеи живут недолго – сильные порывы ветра рвут на части хрупкие изделия, что также символизирует естественный жизненный цикл, состоящий из жизни и смерти.
Дух каннибализма
В среде коренных народов Северной Америки каннибализм ассоциировался с тем, что отведавший человеческого мяса как бы приглашал зловредный дух в собственное тело.
Индейское племя алгонкины опасались так называемого духа-людоеда – Вендиго. Считалось, что это исчадие преисподней может захватить контроль над телом любого человека.
Вендиго воспринимался как символ неутолимого голода и неурожайного зимнего времени. Любой мог стать вместилищем ненасытного беса, отведав человеческой плоти, а порой Вендиго мог завладеть и телом спящего.
Глиняное чудище
По еврейскому преданию человеку под силу сотворить неживое существо не хуже хваленого Франкенштейна – земляного монстра-голема. Для этого нужно создать его плоть из Земли, а затем оживить его, произнося символы тайного имени Господнего или начертав на лбу буквы истины еврейского алфавита.
Еврейская мифология гласит, что первое человеческое существо – Адам – являл собой бездушного голема в первые часы своего существования. Чтобы уничтожить созданного человеком глиняного монстра, нужно повторить процедуру наоборот – прочитать имя Бога задом наперед или стереть символы истины на его лбу.
Так, существует легенда, в которой говорится, будто пражские евреи в 16 веке сотворили собственного голема для защиты от антисемитских нападений.