В «Тибетской книге мертвых» — трактате, объясняющем загадку человеческой смерти, утверждается, что существование души после смерти зависит не только от того, как человек жил и какие совершал поступки, но и от того, как он умирал, какими были его последние минуты в этом мире и первые — в другом.
«Тибетская книга мертвых» дает уроки правильного поведения во время умирания и сразу после смерти. Практика правильного умирания носит название «пхова». Практиковаться «пхове» необходимо, пока человек еще жив. При помощи специальной медитации тренируются переходу в мир иной даже юные послушники. Между прочим, каждая семья в Бутане обязана одного ребенка, когда ему исполняется 6 лет, отдать в монахи.
Надо заметить, что «пхова» может быть небезопасной для жизни человека. К примеру, если ошибочно произнести кодовое слово, то можно умереть на самом деле. В ходе экспериментов у монахов могут раздвигаться кости черепа и выступать кровь на макушке. Макушка называется «отверстием Брамы». Считается, что именно через него душа после смерти вылетает, если процесс умирания прошел правильно. В этом случае она попадает в сферы чистого космоса, где освобождается гораздо быстрее.
Если процесс умирания прошел неправильно, тогда душа выходит через какое-либо отверстие на теле человека (всего их девять) и обречена на мучения. На протяжении трех дней покойника связывает с небом энергетическая нить, не обрывающаяся до тех пор, пока вся информация о жизни умершего, которая записана в теле, не будет прочитана.
На четвертый день душа, следуя по каналу Сушумне, уходит из тела. В связи с этим кремировать труп разрешено лишь на пятые сутки после смерти. К умершему нельзя прикасаться в течение 3 суток после смерти, ведь душа может покинуть тело через место, до которого кто-то дотронулся, а не через макушку. При неправильном умирании велика вероятность погрузиться в сон без сновидений, что приведет к потере возможности стать богом.
У многих возникают вопросы: есть ли связь между христианскими и тибетскими поминальными датами — 3, 9 и 40 дней после смерти?
В «Тибетской книге мертвых» не называются точные цифры. В этом древнейшем рукописном манускрипте говорится, что на протяжении 3,5 суток после смерти умерший пребывает в забвении, а затем он пробуждается и спрашивает себя, что же с ним произошло. Человек не понимает, жив он или мертв. Затем в течение примерно двух недель начинаются галлюцинации и иллюзии. Покойный сначала видит приятные сновидения, но затем начинаются ужасы, мучения, и появляются чудища. Кошмары зависят от испорченности человека и его души.
Всего же от смерти до нового рождения проходит 49 дней. И только от выбора и воли человека зависит, произойдет ли его возрождение в животном мире, мире людей, богов, или цепь воплощений вовсе прекратится. Книга говорит нам, что близкие не должны своими воплями беспокоить покойного, так как это мешает ему правильно ориентироваться в загробном мире. Вблизи мертвеца может находиться только лама, который наставляет его по «Книге мертвых».