Многие считают, что первые роботы появились только во второй половине XX века, однако это мнение ошибочно: человекоподобные автоматы появились на много раньше. Из мифов Древней Греции мы узнаем, что роботы были уже во времена греческих богов.
Мифы повествуют нам о медном великане Талосе, охраняющем остров Крит, позолоченных девушках и железных треножниках бога Гефеста. Гефест в отличие от богов Олимпа не проводил время в праздности, в его золотом дворце была оборудована кузня. И как можно понять из мифов, она была обустроена по самому последнему слову не только древней, но и современной техники. В горне постоянно пылал неугасимым огонь, к которому, вероятно, был подведен природный газ; 20 мехов приводились в действие не движением рук рабов, а повиновались слову Гефеста.
Все это напоминает современное компьютерное управление различными технологическими процессами. Так, для каждого металла, который плавился в специальных печах, поддерживалась в автоматическом режиме оптимальная температура. Согласно древнегреческим мифам, именно в кузнице Гефеста и были созданы роботы древнего мира. По заказу Верховного бога Олимпа, Зевса, Гефест сделал медного механического великана, который должен был охранять остров Крит, на котором правил царь Минос.
Этого неодушевленного медного великана звали Талое. Жил он на Крите в Фесте. Он обходил остров Крит три раза в день, оберегая его от вторжения врагов. Талос отличался также и неимоверной силой: он отгонял корабли чужестранцев огромными камнями, которые метал на очень большие расстояния. Из древнегреческих мифов известно, что Гефест создал не только робота — воина, но и роботов — слуг. Это уже были более сложные роботы, которыми можно было управлять телепатически, т.е. они подчинялись не только слову, но и мысли.
Мало того, Гефест создавал роботов, не просто подчиняющихся мысленным приказам, но и способных предугадать желания человека. О таких роботах сегодня только еще мечтают инженеры XXI века, разрабатывающие современную компьютерную техники. Что собой представляли эти роботы-слуги? Это были треножники, которые разъезжали на маленьких колесиках между пирующими богами, и по молчаливому желанию богов подвозили им фрукты, вина и волшебный напиток — амброзию. Для себя Гефест «выковал» двух позолоченных девушек, которые «имели силу, разум и голос.
Они поддерживали Гефеста под руки, когда он выходил на прогулку, прислуживали ему, забавляли рассказами и песнями и владели всеми женскими знаниями, которыми их бессмертный научил». Любопытно, что похожее описание робота Чи-Ю есть в Древнем Китае. Он имел четыре глаза, шесть рук (манипуляторов?), какие-то трезубцы вместо ушей, похожие на антенны-радары, греческого Талоса. Чи-Ю мог передвигаться по пересеченной местности и на короткое время взлетать. Когда Чи-Ю «умер», местные жители закопали его голову в пещере и долгое время приходили поклоняться ей.
Из могилы время от времени поднималось облако пара, которое отсвечивало красным цветом. Упоминание этого облака является наиболее интересным «техническим атрибутом». Если предположить, что вследствие «питания» Чи-Ю «камнями, песком и даже железом» осуществлялось их преобразование в атомную энергию, то неконтролируемые ядерные выбросы после его «смерти» могли восприниматься наблюдателями как упомянутое облако.
Среди легенд Древнего Китая выделяется сказание о «драконе» императора Хуанди. В тексте прямо сказано, что «дракон» имел крылья, металлический блеск корпуса. Странным является то, что воздушные путешествия этого «дракона» зависели от метеоусловий. Однажды он даже не смог выполнить полет с Хуанди «на борту» из-за урагана! А это уж совсем удивительно, так как «настоящие», сказочные драконы были покровителями дождя и ветра.
Такая «аномальность» становится понятной, если под образом «дракона» скрывается реальный технический прототип в виде некого летательного аппарата. В этой же легенде сообщается, что «дракон» был рассчитан на 70 пассажиров, которые поднимались на него по неким «усам». Очень похоже на вертолет со спускающимся трапом. В греческой мифологии описаны даже воздушные сражения, например, бой между гарпиями (крылатыми птицами-чудовищами с женскими головами) и бореадами (крылатыми сыновьями бога северного ветра Борея). В этом сюжете упоминается страшное зловоние гарпий.
Именно так воспринимали древние люди, привычные к свежему воздуху, запах топлива. Ведь и многим из нас, людям эры техники, запах бензина или авиационного керосина кажется неприятным… В «Аргокавтике» описаны большие Стимфалийские птицы с блестящими медными крыльями, которые бросали острые, подобно стрелам (или пулям), перья в аргонавтов. Одну из птиц удалось сбить. После нападения птицы, описав круг над кораблем Язона, скрылись за горизонтом. Подобный маневр аналогичен действиям летчиков современных военных самолетов при патрулировании заданного объекта или желании убедиться в поражении цели.
Удивительными были автоматы, созданные в XVIII веке французским механиком Вокансоном, Один из его андроидов, известный под именем «флейтиста» был ростом около 170 см, играл 12 разных пьес, производя звуки обыкновенным вдуванием воздуха изо рта в главное отверстие флейты и заменяя ее тоны действием пальцев на прочие отверстия инструмента. Другой андроид Вокансона играл левой рукой на провансальской свирели, правой рукой играл на бубне и прищелкивал языком по обычаю провансальских свирельщиков.
Бронзированная жестяная утка этого механика — едва ли не самый совершенный из всех поныне известных автоматов — не только подражала с необычайной точностью всем движениям, крику и ухваткам своего оригинала: плавала, ныряла, плескалась в воде и пр., но даже клевала пищу с жадностью живой утки и выполняла до конца (разумеется, при помощи сокрытых внутри ее химических веществ) обычный процесс пищеварения. Все эти автоматы были публично показаны Вокансоном в Париже в 1738 году.
Не менее удивительны были автоматы современников Вокансона, швейцарцев Дро. Один из изготовленных ими автоматов, девица-андроид, играл на фортепьяно, другой — в виде 12-летнего мальчика, сидящего на табуретке у пульта, — писал несколько фраз по-французски, обмакивал перо в чернильницу, стряхивал с него лишние чернила, соблюдал совершенную правильность в размещении строк и слов и вообще выполнял все движения переписчиков…
Лучшим произведением Дро считаются часы, поднесенные Фердинанду VI Испанскому, с которыми была соединена целая группа разных автоматов: сидящая на балконе дама читала книгу, нюхая временами табак и, видимо, вслушиваясь в музыкальную пьесу, разыгрываемую часами; крохотная канарейка вспархивала и пела; собака охраняла корзину с фруктами и, если кто-нибудь брал один из плодов, лаяла до тех пор, пока взятое не было положено обратно на место…
«Писца» построил Пьер Жаке Дро — выдающийся швейцарский мастер-часовщик. Вслед за этим его сын Анри построил еще одного андроида — «рисовальщика». Потом отец и сын изобрели и построили еще и «музыкантшу», которая играла на фисгармонии. В 1774 году на выставке в Париже эти механические люди пользовались шумным успехом. Затем Анри Жаке Дро повез их в Испанию, где толпы зрителей выражали восторг и восхищение. Но здесь вмешалась святейшая инквизиция, обвинила Дро в колдовстве и посадила в тюрьму, отобрав созданные им уникумы…
Сложный путь прошли создания отца и сына Жаке-Дро, переходя из рук в руки, и много квалифицированных часовщиков и механиков приложили к ним свой труд и талант, восстанавливая и ремонтируя поврежденное людьми и временем, пока андроиды не заняли положенное им почетное место в Швейцарии — в Музее изящных искусств города Невшателя.
Эпоха Ивана Грозного была напичкана разного рода «ноу-хау», в том числе и в области техники. У царя был железный мужик, который прислуживал ему, подносил чашу с вином, кланялся гостям. Есть архивные свидетельства о наличии еще нескольких «железных мужиков и баб» у современников Грозного.
Яков Брюс был сподвижником Петра Великого, виднейшим ученым и государственным деятелем. Еще при жизни о нем ходили легенды. Его называли колдуном и чернокнижником. Свечной торговец Алексей Морозов, например, утверждал, что как-то в сумерках сам видел, что из окон астронома вылетают железные птицы, делают несколько кругов вокруг здания и потом возвращаются обратно. Следующей ночью купец вернулся к башне вместе с домочадцами. В кабинете Брюса горел свет, в окне маячила фигура графа, из башни доносились чьи-то надрывные стоны. Вдруг одно из окон отворилось, и оттуда вылетели три железных чудовища с человеческими головами. Вне себя от ужаса Морозов с домочадцами мчался по ночному городу подальше от страшного места.
И вскоре по городу прошел тревожных слух — лютеранин из Сухаревой башни общается с нечистой силой и с ее помощью превращает живых людей, чьи стоны и разносятся по окрестностям, в летающих железных драконов. В Сухаревой башне Яков Брюс работал над созданием летальных машин. Неизвестно, поднялись-таки его самолеты в воздух или нет, но сохранившиеся чертежи действительно напоминают чертежи современных самолетов.
Эти бумаги сейчас находятся в Российской академии наук. К сожалению, часть ценных документов бесследно исчезла в тридцатые годы. По одной из версий, их выкрали немецкие шпионы и потом по чертежам Брюса фашисты сделали свои непобедимые истребители «мессершмиты». Как любой уважающий себя чернокнижник, Брюс пытался разгадать тайну жизни и создал искусственного человека. Железная горничная прислуживала графу в его обсерватории.
Когда же Яков Брюс ушел в отставку и покинул город, он увез ее в свое подмосковное имение Глинки. Там кукла свободно разгуливала среди деревьев и кокетничала с крестьянами. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли «Яшкиной бабой». После смерти Брюса среди его бумаг историки нашли схему механического робота. Одной из первых попыток сконструировать робота считаются наработки несравненного Леонардо Да Винчи.
В пятидесятых годах двадцатого века были найдены чертежи механического рыцаря, который по идее должен был уметь двигать руками, ногами, поворачивать голову и открывать забрало. По замыслам изобретателя руками управляло механическое программируемое устройство, расположенное в груди. При помощи рукоятки, которая тянула тонкий тросик, связанный с ногами, рыцарь двигал нижними конечностями. Неизвестно, пытался ли создать мастер своего андроида или же только нарисовал его на бумаге, Скорее всего, он его сделал, но возможно, что его робот работал не так, как рассчитывал Леонардо.
В любом случае до наших дней дошли только эскизы.
Зато о механическом льве, изобретенном неугомонным Леонардо да Винчи при вступлении на трон Франциска нам известно доподлинно. Лев мог пройти несколько шагов и, остановившись (естественно, перед королём), открывал в своем боку дверцу — и из его чрева вываливались прекрасные лилии. В 1500 году Микеланджело Буонарроти в буклете, изданием во Флоренции, упоминает об этом льве. Само устройство, как и механический рыцарь, кануло в Лету, «остались только его описания.
В наши дни во Франции Ренато Боаретто создал механического льва по сохранившимся рисункам. Конечно, сегодняшние технологии упростили мастеру работу над шагающим львом, да и сделан робот при помощи современных материалов, но надо сказать, что получился он весьма средневековым по внешнему виду. Он очень похож на резную скульптуру, какие раньше делали мастера по дереву. Лев поворачивает голову в разные стороны, открывает и закрывает пасть, двигает хвостом и прогуливается по выставочному залу, где он и живет — в музее, на месте последнего жилища великого Леонардо, в замке Кло-Люсе.
Выглядит он весьма впечатляюще — ведь зверь выполнен в натуральную величину.