Самое крупное государство Нового Света — государство инков — просуществовало чуть более трехсот лет. А имперский период, когда инки подчинили себе почти всю западную часть южноамериканского континента, длился и того меньше — около 80 лет.
Но за столь короткий промежуток времени инки и подчиненные им народы создали огромное количество материальных ценностей. Большая их часть была уничтожена испанцами. Но памятники монументальной архитектуры разрушить полностью не удалось. — И сохранившиеся до наших дней образцы древнего зодчества не только вызывают восхищение, но и ставят перед исследователями целый ряд практически неразрешимых вопросов.
Многотонные пазлы
Столица империи инков — город Куско расположен в живописной долине в самом центре Анд. В период расцвета империи это был тщательно спланированный город, разделенный сначала на два сектора — Верхний и Нижний, а позже разбитый на четыре района. Здесь были сконцентрированы основные ритуальные и административные постройки инкского государства: дворцы верховных инков, главные храмы империи, такие, как Кориканча — храм Солнца.
Но подавляющее большинство зданий в первые десятилетия после захвата города конкистадорами были разобраны. Тщательно обработанные строительные блоки инкских построек пошли на возведение зданий победителей-испанцев. Большая часть центра колониального Куско возведена из строительного материала инков. Но и та незначительная часть древних построек, которая дожила до наших дней, неизменно вызывает изумление строительным гением древних мастеров. В самом центре Куско расположен дворец инки Рока, шестого правителя инков.
Остатки его циклопических стен больше напоминают не дворец, а неприступную крепость. Они сложены из гигантских андези-товых блоков весом в несколько тонн каждый. Андезит — вулканическая горная порода, по твердости близкая к гранитам и базальтам, она чрезвычайно трудна в обработке. Но древние перуанские строители обращались с ней, как художник с глиной. Стены дворца, как и многие другие монументальные постройки, сложены в технике так называемой полигональной кладки.
В данной строительной технике использовались обработанные блоки разных размеров и формы, углы некоторых блоков имели фигурные вырезы, соответствующие вырезам соседних блоков. Обычно монолиты имеют два-три таких угла, но некоторые — до 10 и даже 12! За счет такого приема достигалось максимальное сцепление между блоками, что имело жизненно важное значение для такого сейсмоопасного района, коим является Куско.
Но каким образом укладывались монолиты весом в несколько тонн (а порой и более десяти тонн) так, чтобы искусно вырезанные углы и пазы входили друг в друга как фрагменты пазла? При этом древние строители не использовали никакого раствора, то есть укладывали блоки -на сухую*.
Исследователь перуанского зодчества Жан-Пьер Протцен из Калифорнийского университета (Беркли) в начале 90-х годов прошлого века провел целую серию экспериментов для восстановления технологии обработки камня, использовавшейся древними строителями Перу.
Для обработки андезитовых блоков он использовал разного размера каменные отбойники, обнаруженные в древней инкской каменоломне Хуаккото, расположенной в 19 км от Куско. Именно отсюда брался камень для построек в столице. Протцен наглядно на практике доказал, что при помощи набора разных по весу галек можно за несколько часов превратить кусок андезитовой породы в прямоугольный блок. И еще несколько часов потребовалось исследователю для того, чтобы сделать на паре блоков соответствующие выемки и углы в технике полигональной кладки.
Снятый в ходе экспериментов фильм демонстрирует, что исследователь выполнял все виды работ без особого труда. Для подгонки полигональных блоков он несколько раз ставил маркеры и, прикладывая один блок к другому, выявлял неровности, которые и удалял, получая таким образом идеально совпадающие поверхности.
Казалось бы, вот и решение загадки древней строительной технологии! Однако для эксперимента Протцен использовал блоки весом не более 10 кг. Поэтому он без особых усилий мог их вертеть, переворачивать, примерять друг к другу.
Но в постройках древних перуанцев таких маленьких блоков очень мало. Они использовались, как правило, для вставок между большими блоками, средний вес которых составлял 200-300 кг. А крупные блоки в тех же постройках весили от 2 до 10 тонн. Как их могли при помощи метода Протцена вертеть и примерять по нескольку раз для достижения идеального сопряжения поверхностей соседних блоков Считается, что строительный инструментарий инков был чрезвычайно простым.
Благодаря археологическим исследованиям известно, что из измерительных инструментов у инков имелись простейший отвес и уровень, представлявший собой плоскодонный сосуд, заполненный водой. И каким образом древние строители умудрялись поднимать многотонные блоки на значительную высоту и возводить из них идеальную кладку? Там, где сегодня кладка сохранилась без повреждений, в стыки между полигональными блоками не входит не то что лезвие ножа, между ними невозможно засунуть угол банкноты!
Жан-Пьер Протцен в своей работе, посвященной итогам экспериментов, писал, что ему удалось продемонстрировать, как инки добывали и обрабатывали камень и как подгоняли готовые блоки. Но он честно признал, что не представляет себе, каким образом древние строители грузили, транспортировали и поднимали эти огромные монолиты.
Тянитолкай
В 40 км к северо-западу от Куско находится Ольянтай-тамбо — еще один чрезвычайно примечательный памятник индейской архитектуры. Город расположен в верховьях реки Урубамбы в начале так называемой Священной долины инков, которая вела к Мачу-Пикчу. До настоящего времени памятник сохранился очень хорошо. Современный поселок построен на фундаментах инкских домов и сохранил доиспанскую планировку улиц. Но не это является главной достопримечательностью Ольянтайтамбо. Рядом с поселением на высоком скальном выступе ближайшей горы расположен храмовый комплекс.
Он поднимается над долиной на высоту около 60 м. На вершину ведет единственная узкая каменная лестница, сбоку от которой раскинулся каскад из 17 земледельческих террас.
На вершине скалы покоятся остатки циклопического сооружения, которое без всяких на то оснований называют храмом Солнца. Это здание разрушено, хорошо сохранилась только передняя стена, сложенная из шести огромных монолитов розового порфира.
Монолиты имеют высоту до 4 метров. Весь каждого из них достигает 20-25 тонн. Причем эти блоки не просто состыкованы друг с другом, между блоками втиснуты выполненные из того же материала узкие вставки шириной в 25 см.
Считается, что храмовый комплекс Ольянтайтамбо инки начали строить перед самым нашествием испанцев, и завоевание помешало закончить строительство. Свидетельство тому — несколько десятков гранитных блоков весом по 10 тонн и более, разбросанных на вершине холма, у его подножия и на дороге, ведущей к каменоломням.
Эти монолиты называют «уставшими камнями». Гранитные каменоломни, где вырубались блоки, расположены на другой стороне долины, на расстоянии в 4 километра, если считать по прямой. Каменоломни лежат на крутом, примерно в 40″, склоне горы на высоте около 900 м над долиной. Возникает ряд закономерных вопросов: как индейцы могли спустить по такому склону многотонные блоки, затем переправить их через бурную горную реку Урубамбу (ширина ее здесь — около 50 м), протащить несколько километров по долине и поднять по такому же крутому склону на высоту в 60 м? Принято считать, что индейцы для подобных работ использовали деревянные катки и канаты.
Но здравый смысл заставляет усомниться в возможности проведения подобных работ.
В Ольянтайтамбо «уставшие камни» лежат не только на дороге, ведущей к каменоломням, но и вокруг развалин храма Солнца, и внизу, на территории поселка, в прямо противоположном от каменоломен направлении. И это свидетельствует о том, что они не были брошены по пути, а, скорее всего, являются результатом разрушения древнего храмового комплекса. Инки, пришедшие сюда последними, не были в состоянии даже сдвинуть монолиты весом в 15-20 тонн и поэтому оставили их там, где они лежали.
Танцы со скалами
Хорошо известен другой архитектурный шедевр древнего Перу — Мачу-Пикчу, который еще называют «Городом в небесах». Он расположен на склоне горы, возвышающейся над долиной реки Урубамбы на высоте 2 400 м. Крутым серпантином к нему поднимается узкая однополосная дорога, по которой сегодня и попадают туристы в этот древний город.
Принято считать, что Мачу-Пикчу начал строить инка Пачакутек в середине XV века, но строительство не было окончено, и город был заброшен в 1540 году.
Комплекс Мачу-Пикчу демонстрирует практически весь набор строительных техник, известных в инкское время. Большинство построек сложено из грубо обработанных камней неправильной формы. Более значимые здания возведены из однотипных прямоугольных блоков из того же андезита. Полигональная кладка встречается, но редко. И она не столь изысканна, как в Куско.
В центре комплекса находятся главные ритуальные постройки, так называемый Главный храм и Храм трех окон. Их стены сложены из прямоугольных блоков весом в 100-200 кг. Но покоятся они на огромных обработанных монолитах, чей вес достигает 15-20 тонн. Кстати, здесь же, в центре, лежат несколько таких же монолитов, которые не уложены в кладку. На основании этого факта ученые делают вывод, что город был брошен до окончания строительства.
В центре ритуальной части комплекса расположено необычное сооружение, которое сегодня называют Интиуатана («привязь Солнца»).
Это естественный скальный выступ, тщательно обработанный для придания скале определенных геометрических очертаний.
В центре конструкции возвышаются остатки вертикального столба. Ученые считают, что Интиуатана играла роль солнечных часов, по которым инкские астрономы определяли смену сезонов.
Но удивительно то, что в Мачу-Пикчу находится около десяти подобных скал, тщательно обработанных, порой имеющих отполированные во всю длину выступа грани, выемки, ступеньки. Предположительно, такие полуобработанные скалы древние перуанцы использовали в качестве алтарей.
Загадки древних каменьщиков
Поражает беспрецедентность и разнообразие строительных и архитектурных техник, которые использовали древние перуанцы. Многие исследователи полагают, что циклопические стены были возведены неизвестными мастерами задолго до инков. Инки, пришедшие в эти места последними, переняли часть древнего строительного мастерства. Современные инженеры и строители, которые интересуются вопросами перуанского строительного искусства, не могут понять и тем более объяснить саму техническую возможность подобных техник.
Как спустить и поднять по крутому склону монолитный блок весом в 15-20 тонн? На деревянных катках при помощи веревок? Как погрузить такой блок на деревянный плот, качающийся на волнах горной реки? Как при помощи примитивнейших инструментов воздвигнуть здание со стенами полигональной кладки, не имея специальной подъемной техники? И это еще далеко не все вопросы, которые возникают при близком знакомстве с архитектурным наследием древних каменщиков Перу. Быть может, они владели принципиально иными строительными технологиями, о которых мы сегодня даже не имеем представления?
Андрей ЖУКОВ, кандидат исторических наук
Последнее фото — часы, алтарь… А мне видится, что от этого камня просто отрезали куски нужного размера и осталось то, что не пригодилось. Вообще выводы «учёных» по древностям имеют явный крен в религиозность. Но мегалиты и капища язычников, вещи абсолютно несовместимые. Пока можно только 1 вывод сделать, всё это делали существа несколько большего размера чем мы. Ну раза эдак в 2-2,5.
Еще вариант. Законы физики в те времена были иными. А почему нет? Например сила притяжения была меньше, а камень был мягче, как воск. Его просто разогревали или размачивали в каком нибудь растворе, потом резали и укладывали, например. Технология постройки была предельно простой и понятной для людей того времени и использовалась почти повсеместно.
Также если каким то образом древние могли использовать камень как губку. Вставляли в расщелину, поливали водой, камень впитывал влагу (или другую жидкость) тем самым увеличивался в размере заполняя собой пространство. Отсюда и причудливость форм кладки. Например.