Священный колодец, который находится в Чичен-Ице, у древних майя был местом поломничества. Здесь приносили жертвы богу полей и лесов Юм-Кашу .
Причем, в качестве жертвоприношения в колодец сбрасывались не только драгоценности, но, иногда, и красивые девушки. Даже в период засухи из этого колодца не брали воду.
Жертвы для индийских божеств
Архитектурные сооружения в древнем городе майя Чичен-Ица, расположенном на полуострове Юкатан, пользуются большой популярностью среди туристов. Наибольшее впечатление вызывает ступенчатая пирамида, названная Пернатым зверем. Но, также заставляет заострить на себе внимание Колодец смерти — Священный сенот, представляющий из себя карстовую воронку, естественного происхождения, огромных размеров. В диаметре она составляет 60 метров, ее глубина имеет примерно такие же размеры.
Письменные источники испанских хронистов и легенды гласят, что при засухе, майя бросали в Колодец смерти драгоценности и красивых девушек в качестве жертвоприношения. Делалось это для того, чтобы божества дали им дождя. На Юкатане практически нет рек, а дождевая вода быстро уходит в землю. Поэтому дождь очень ценился у племени майя.
Многих охотников за сокровища интересует упоминание испанского епископа Диего де Ланда о Колодце смерти. Дело в том, что по его словам, помимо человеческих жертв, в него сбрасывались и сокровища, и самоцветы, а также вещи, которые считались у майя самыми драгоценными. Следовательно, если у древнего племени было золото, то они обязательно приносили его богам, то есть сбрасывали в воронку.
Эдвард Томпсон стал владельцем Священного колодца
Возможно, испанские конкистадоры делали попытки найти золото в Колодце смерти. Точно это не известно. Но, в любом случае, с уверенностью можно сказать, что у них ничего не получилось. Добыть золото не позволяет большая глубина, а также толстый слой ила и грязи.
Первая достоверно известная попытка достать золото была сделана в 1882 г французом Дезире Шарнэ. Он доставил в древний город две землечерпалки, но так ими и не воспользовался, так как не учел реальную глубину воронки.
Впервые воронка была обстоятельно изучена благодаря Эдварду Томпсону. Он очень увлекался Колодцем смерти, и для того, чтобы иметь возможность изучения воронки, даже добился места консула от США на Юкатане. Поверив записям де Ланды, он решил посвятить жизнь исследованиям этого Священного сенота.
Томпсон потратил практически все состояние на приобретение территории Сан-Исидоро, где находился колодец. Остатки своего состояния он потратил на необходимое оборудование. Ему пришлось столкнуться с большими трудностями, при доставке землечерпалки к южной стороне колодца из США.
Что скрывало дно колодца
Начались работы. Землечерпалка доставала грязь со дна. Ее внимательно осматривали индейцы, нанятые Томпсоном. Достаточно долго ничего, кроме камней и веток не находили. Затем, были обнаружены два шарика — комка копаловой смолы. Она использовалась древним племенем в религиозных обрядах. Спустя немного времени, был найден хорошо сохранившийся череп. Потом было выяснено, что это была молодая девушка, а также нашли женские сандалии. Эти находки свидетельствовали о том, что колодец действительно использовали для жертвоприношений.
Затем землечерпалка доставала кости жертв и различные древние предметы (деревянные орудия, посуду, куски нефрита, обсидиановые ножи). Томпсон понял, что только погружение на дно позволит полностью изучить его и найти более ценные вещи.
В 1909 г Эдвард Томпсон вызвал двух водолазов. Они доставили на место все оборудование. Эдвард очень хотел лично увидеть дно колодца, поэтому, быстро пройдя курсы водолазов, он осуществил свое желание.
На дне ничего не было видно из-за темноты. Но, даже на ощупь, Томпсону удалось найти множество драгоценных находок. Например, нефритовые и золотые фигурки, колокольчики, колечки, оружие и различные предметы быта. Самые важные из находок — золотые маска и корона, рельефные диски с военными и религиозными эпизодами, также изготовленные из золота.
Наказание за раскрытие тайны
Одно из погружений закончилось травмой для Томпсона. Он сильно ударился головой, в следствие чего почти совсем потерял слух. Некоторые судят об этом случае, как о наказании из царства мертвых, за осквернение святынь.
Другие связывают случившиеся с неопытностью начинающего водолаза. Но, тем не менее Томпсон осуществил свою мечту и собрал впечатляющее количество драгоценных находок, которые в последствии он передал музею при университете Гарварда.
Новые попытки
Содержимое колодца волновало также и другого исследователя — мексиканского археолога Давалосу Уртадо. Спустя полвека после находок Томпсона, Уртадо считал, что тогда применялось слишком примитивное оборудование и начал новый штурм колодца. Теперь уже к колодцу был доставлен землесосный снаряд и, для помощи, команда аквалангистов.
Ожидания мексиканца были полностью оправданы. Со дна воронки были подняты множество разнообразных предметов, представляющих интерес в научном плане. Однако, ни одного золотого предмета не было найдено.
В планах исследователя было осушение колодца, для более детального изучения дна, но осуществить их не удалось, так как Уртадо очень рано умер.
История майя под водой
Третьим, кто решил исследовать Колодец смерти, был Ф. Кирк Джонсон. В сенот засыпали хлор, который уничтожил водоросли, и вода стала прозрачной. Это помогло достать со дна большое количество керамических изделий и человеческие останки.
Изучение сенота не могло производится от слоя к слою, как это обычно делается, поэтому предметы датировались после сравнения с похожими находками других мест. Обнаружился интересный факт — перед попаданием в колодец некоторые вещи разбивались или сминались.
Хотя, согласно легенде, в жертву приносили только красивых девушек (из-за чего его прозвали Колодец девственниц), на дне колодца были найдены также останки мужчин и детей. Все предметы, найденные на дне сенота, составляют удивительную коллекцию, благодаря которой можно изучить некоторые этапы жизни легендарных древних майя.