Во всех без исключения катастрофах обязательно находятся люди, избежавшие беды. Так и с Ту-134, разбившимся под Петрозаводском — несколько ведущих программистов крупной местной компании должны были лететь злополучным рейсом в отпуск, но не полетели — в последний момент не получилась стыковка рейсов.
Речь не идет о тех, кто спасся непосредственно. Это, конечно же, чудо. Но не все. Ведь есть еще люди, которые выжили просто благодаря тому, что в катастрофе не участвовали. По какой-то причине не попали в нее. Хотя должны были.
Людям, далеким от научных теорий, для объяснения феномена чудесного спасения достаточно религии. Кто верит в Бога, тот верит и в так называемых ангелов-хранителей. Вроде бы они есть у каждого человека. И не по одному. Помощью ангелов-хранителей религия и объясняет любые внезапные удачи.
А что думают материалисты? Они, на удивление, сомневаются. То есть, не уверены, что некие высшие силы не существуют.
— Ситуацию не прояснить, если рассматривать случаи чудесного спасения отдельно, — говорит Валерий Исаков, кандидат механико-математических наук и предводитель небольшой группы исследователей аномальных явлений. — Иное дело оценить большой массив событий — тех, когда людям удавалось избежать катастроф или бедствий с точки зрения математической статистики. Мы попытались это сделать. Существует статистическая аномалия, которую можно интерпретировать разными способами, в том числе, с точки зрения религии.
Еще в 1958 году американский социолог Джеймс Стаунтон проанализировал более 200 железнодорожных крушений за предыдущие 30 лет. Оказалось, что поезда, закончившие свой путь трагически, в среднем были заполнены на 61% от максимально возможного числа пассажиров. В то время как в благополучные поездки отправлялись не менее 76%. Вот эти 15% и дают повод подозревать существование высших сил.
Российские математики воспользовались также данными знаменитого американского писателя-мистика Стивена Кинга, обратившего внимание на авиакатастрофы. После одной из авиакатастроф на маршруте Денвер — Бостон (США) Кинг позвонил в авиакомпанию, и ему сообщили, что 16 человек не полетели смертельным рейсом — сдали билеты. Еще трое опоздали. Обычно же, по статистике, от путешествий отказывались не более 10 человек, а опоздавшие и вовсе редкость.
По западной статистике, которой воспользовались российские ученые, за последние 20 лет от рейсов, закончившихся катастрофами, отказывались на 18% больше пассажиров, чем от благополучных.
Сам Кинг предложил почти материалистическую гипотезу. Мол, порой у людей пробуждается «система подсознательной сигнализации». Та, которая сначала была хорошо развита у наших далеких предков и не позволяла попадать в лапы саблезубых тигров, а потом зачахла по ненадобности. Остатки этой системы иногда проявляются в виде интуиции.