На сайте уже обсуждалась загадка наскальных рисунков, оставленных древними людьми. Многие из этих рисунков не понятны и казалось бы им не место на скалах и пещерах доисторической эпохи. Прочитать эту статью можно тут. Ну а сегодня речь пойдет о загадочном плато Наска. В статье будет представлено 40 фотографий и два видео плато Наска.
Таинственные углубления, или, скорее, канавы, прорезанные в окаменелой поверхности пустыни и протянувшиеся на много километров, принадлежат к числу величайших археологических загадок Южной Америки. Они появились в огромной пустыне примерно полтора тысячелетия тому назад на участке в 500 квадратных километров и расположены на юге Перу между современными городами Наска и Ика.
Некоторые начертанные таким образом линии, давно уже ставшие неотъемлемой частью рельефа и ландшафта южной Америки, являются безупречно прямыми, другие образуют на возвышенностях и покатых склонах очертания гигантских фигур, которые невозможно увидеть и распознать с земли.
Только если смотреть на пустыню с борта самолета, протянутые по ней борозды соединяются и образуют гигантские рисунки. Относительно времени создания линий ученые сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до VI в. н. э.
В 1939 году во время разведывательного полета американский историк культуры Пауль Косок заметил прежде всего начертанные геометрические фигуры с длиной сторон в несколько километров. Его наблюдения побудили немецкого математика Марию Райхе посвятить свою жизнь исследованию таинственных изображений в пустыне Наска. Она первая обнаружила, что протянувшиеся борозды, или раскопы, глубиной примерно в 20 сантиметров и шириной в добрый метр, выделяются сильнее, чем прежде, на красном щебне пустыни, если удалить с поверхности пыль и каменную россыпь и обнажить лежащий под ними желтоватый песок.
Таким образом исследовательница добилась того, что стилизованный рисунок 120-метрового кондора стал виден настолько отчетливо, что она смогла сфотографировать его с самолета. Среди других очищенных от пыли рисунков было обнаружено изображение паука с 40-метровыми конечностями, а также гигантские очертания людей, обезьян, рыб и кактусов. Мария утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах.
В качестве доказательства она показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Также Мария Райхе предположила, что линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарем. Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI в. н. э.
Большинство этих изображений состоят из одной-единственной углубленной в поверхность линии, которая, изгибаясь и петляя в зависимости от рисунка, ходит по пустыне туда и сюда и достигает длины в несколько сот метров, а то и более километра. То, что эти рисунки, среди которых имеются также круги, квадраты и спирали, сохранились в целости по прошествии пятнадцати или более столетий, объясняется их географическим положением.
В «пампе с загадочными фигурами», расположенной между Наска и Икой, практически не бывает дождей. От песчаных заносов эту местность защищают с запада прибрежные горы, а с востока — отроги Андов. Но даже если они случаются, отмечается следующий факт:на черной каменистой поверхности образуются белые полосы — линии. Так как белая поверхность нагрета меньше, чем черная, то создается разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.
Большинство исследователей сходятся в том, что природа этих изображений астрономическая. Мария Райхе верит, что это «зафиксированные в отдаленные времена космические наблюдения». Об этом свидетельствует тот факт, что одна из открытых ею прокопанных линий безупречно прямо взбегает именно на то место на южной половине конического холма, где в этой местности во время июньского солнцеворота заходит солнце.
Восемь следующих, не совсем параллельных по отношению друг к другу линий как бы помечают немного различающиеся точки заката в день Летнего солнцеворота за период с 300 по 650 год нашей эры. Но все это не лишает огромные изображения в пустыне их загадочности. Прежде всего, до сегодняшнего дня мы не имеем ни одного свидетельства древней науки об их культовом назначении.
Захоронение в пампе мусора жителями города Наска негативно сказывается на состоянии знаменитых линий. Мэр города написал заявление, в котором протестовал против недостатка финансирования города. По указу президента Альберто Фухимори город получал деньги для превращения ирригационных каналов в место паломничества туристов.
К сожалению, это заключалось в переносе и реконструкции точек доступа к каналам в места, которые, по их мнению, больше для этого подходили. Президент Алехандро Толедо прекратил это финансирование.
Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачеркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приема.
Некоторые ученые, которые не поддерживают эту версию, объединяют эти два этапа и высказывают предположение, что культура Наска техникой художественного самовыражения как в геометрической, так и в фигуративной форме, однако эти не имевшие письменности племена исчезли с перуанской исторической сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являются инки.
Вполне, даже вероятно, что представитель культуры Hаска могли быть астрономами-наблюдателями, — по крайней мере, по мнению доктора Филлиса Питлуги (астронома чикагского планетария). После интенсивного изучения взаимного расположение звезд в Наска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звездного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые — как стрела, линии характеризуют изменение склонения трех звезд в Поясе Ориона.
В популярной литературе можно встретить домыслы о том, что полосы в пустыне Наска предназначены для посадки инопланетных космических кораблей, ведь до начала XX века человечество было не способно к полетам. При этом остается необъясненным, зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвездных пространств, вообще нужны взлетно-посадочные полосы. Естественно, нет никаких свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлета или посадок летательных аппаратов.
При создании статьи использовались материалы книги «100 чудес света».