На прошлой неделе ученый-криптолог Валентин Сапунов сообщил о том, что волосы, обнаруженные в ходе экспедиции на Кузбассе год назад, с 70%-ной вероятностью принадлежат снежному человеку. Правда, узнали об этом ученые еще зимой – а новость почему-то появилась только сейчас.
Проводивший экспертизу волос директор Зоологического института РАН доктор биологических наук Олег Пугачев утверждает обратное: исследования не принесли никаких результатов.
Было ли ДНК
Год назад в Кемеровской области проходила конференция по гоминологии (науке о йети). Ученые из пяти стран – США, Канады, Швеции, Эстонии и России – отправились тогда в экспедицию искать снежного человека. С ними поехал боксер Николай Валуев (как писали некоторые СМИ, в качестве приманки — кому-то показалось, что боксер в полуголом виде напоминает самку снежного человека).
Самого снежного человека никто так и не увидел. Зато в Азарской пещере криптологи нашли следы (вроде бы йети) и какие-то волосы. Доктор биологических наук Валентин Сапунов предложил отправить их на экспертизу.
Экспертизу согласились провести в петербургском Зоологическом институте. О чем директор института, член-корреспондент РАН Олег Пугачев уже сожалеет: «Тогда я дал слабину, согласившись в этом участвовать, пожалел этого человека. Зря я на это пошел. Больше не буду».
По его словам, экспертиза не дала никаких результатов: «Молекулярно-генетическими методами ничего не удалось выявить. Потому что никакого ДНК мы не извлекли вообще. Волос — это ороговевшая чешуйка, какое там может быть ДНК! Мы провели исследования под электронным микроскопом, посмотрели эти волоски — но по структуре трудно что-то определить. Это может быть и козел, и медведь и кто угодно».
Совсем другую историю рассказал Валентин Сапунов: «Была сделана световая микроскопия и электронная микроскопия — и стало понятно, что это не животное, распространенное в тех местах, — то есть не медведь, не волк. И человеку эти образцы точно не принадлежат. Ребята из Зоологического института — прекрасные специалисты — даже на уровне электронно-цветовой микроскопии не смогли точно определить семейство. Это какое-то неизвестное млекопитающее, полностью покрытое волосами».
Сапунов заверяет, что ДНК из имевшихся образцов все-таки удалось получить: «Правда, ДНК было выделено недостаточно, поэтому сложно делать выводы. Но удалось выяснить, что отличие ДНК этого существа от ДНК человека разумного менее 1%. В случае с йети так и должно быть — ведь шимпанзе от человека отличается на 1,5%». Причем, по словам Сапунова, по экспертиз по выявлению ДНК было несколько — в России и в Америке. Результат якобы получен один и тот же.
Однако он считает, что полученные данные недостаточно точные. «В науке есть такое понятие как доверительная вероятность. Она обычно оценивается в 95%. Вероятность, что волосы принадлежат снежному человеку, 60 — 70% — не больше. Но — наука ведь на одном факте не делает выводов. А у нас лавина самой разной информации — например, следы, которые были зафиксированы на Кузбассе, на 95% принадлежат йети. Это достоверный материал. И когда есть множество независимых полученных данных, когда одно подтверждает другое, — с такими данными приходится считаться».
Как финансируют мамонтов
Директор Зоологического института РАН Олег Пугачев заверяет, что все эти рассказы Сапунова — неправда. «Он свято верит в НЛО, свято верит в снежного человека. И он очень убедителен, что характерно для людей с подобными рода отклонениями».
По словам Пугачева, Валентин Сапунов даже не присутствовал при проведении экспертизы, поскольку он «не является специалистом ни в одной из этих областей. Экспертизу я проводил и ничего не обнаружил».
Олег Пугачев сравнивает нелепость этой истории с историями о клонировании мамонта. «Клонировать мамонта невозможно. Из останков можно выделить ДНК, но там нет ни одной сохранившейся клетки. Из-за того, что эти останки замерзали и оттаивали, все структуры клетки разорваны: нет ни одного целого ядра, нет целых хромосом. Только обрывки ДНК есть — но как их сшивать? Допустим, даже получится сшить. Но как по хромосомам их распределить? Не знаю. Ни о каком клонировании тут и речи быть не может».
Но историями с мамонтом занимаются, рассчитывая на государственное финансирование исследований, объясняет Пугачев — так происходит в Японии и Корее. А вот поиски снежного человека совсем непонятны, считает он: «Про финансирование таких экспедиций со стороны какого-либо государства я никогда не слышал».
В России же не только мамонтов, но даже нормальную науку государство не поддерживает. «Если говорить про Академию наук, мы существуем в условиях объявленной финансовой войны, — рассказывает Пугачев. — Если сложить зарплату, налоги и коммунальные услуги — получим 98% бюджетного финансирования науки. На те статьи, которые непосредственно направлены на развитие — закупку оборудования, связь, денег практически не выделяется. Даже останки мамонтов, которые обнаруживают, находятся в ведении субъектов РФ. Если в СССР такие объекты обязаны были доставлять нам, то теперь их оставляют у себя — в музеях, если они есть. Деньги так зарабатывают».
В прошлом году губернатор Кемеровской области Аман Тулеев объявил, что готов заплатить миллион рублей тому, кто найдет йети. Однако активное содействие губернатора подобным поискам объясняется просто — леса Кузбасса после таких экспедиций стали привлекать туристов куда сильнее.
Косность научного мышления
Валентин Сапунов скептический настрой ученых называет «инерцией мышления»: «Ведь многие ископаемые животные признаны на основе еще меньшего количества материала. Снежный человек довольно хорошо изучен. Когда речь идет о динозавре, можно по одному зубу его описать, а когда о близком к человеку — нужны более серьезные доказательства».
И поскольку никого уже не устраивают следы, волосы, рассказы очевидцев и прочие так называемые доказательства, осталось, говорит Сапунов, просто этого йети найти. «Вообще по принципам зоологической номенклатуры необходимо, чтобы был экземпляр доступный для исследователей. Хотя это часто нарушается, например, когда речь идет о насекомых: описали, назвали — и вид уже признан. И показывать его никому не надо».
Но найти йети очень трудно, говорит Сапунов, потому что у них якобы есть «способность подключаться к хроно-информационному полю. И эта способность почти доказана. Ведь мы же знаем, что животные могут предсказывать большие выбросы энергии (во время землетрясений, например) заблаговременно. У йети эта способность, видимо, сильнее выражена. Поэтому поймать его почти невозможно — он подключается к этому полю и предчувствует неприятные для себя ситуации. Например, встречу с человеком. Ведь мы альтернативный вид, который может быть опасен».
Сапунов рассказал, что уже ему известно о снежном человеке: «Они обитают по всему земному шару, это космополитичный вид. Всего их в мире несколько десятков тысяч. В России проживает значительная часть их популяции — у нас огромные территории, свободные от антропогенной нагрузки. Иногда они заходят в Ленобласть, а ближайший центр популяции, наверно, где-то в Карелии.
Олег Пугачев говорит, что отличить ложь от правды в мире науки очень просто. «Недавно, когда построили адронный коллайдер, в СМИ появились сообщения о том, что удалось открыть частицу Бозон Хиггса, которая теоретически отвечает за гравитацию. Такой шумок прошел в СМИ — и тишина потом. Если бы правда открыли Бозон Хиггса, это были бы публикации не в желтой газете, а в серьезных научных журналах. Сначала об этом написали бы в научных изданиях, а потом уже поднялась бы шумиха во всех остальных. А наши первооткрыватели действуют наоборот: звонят в СМИ и рассказывают. Но вы найдите хоть одну публикацию в научном журнале!»
Про снежного человека пока не вышло ни одной научной статьи. Валентин Сапунов обещает, что уже подготовил обзор последнего исследования о йети и собирается отправить его в Америку. «Но вообще есть такой порядок в науке — если результат не подтвержден на 95%, он не принимается журналами. Поэтому мы можем только предварительное сообщение написать…».
В этом году, говорит Сапунов, экспедиций больше не будет — зима, экспедиционный сезон заканчивается. «Но если обнаружится что-то в соседних районах — в Ленинградской, Псковской, Новгородской можем выйти в экспедицию и сейчас. Все упираются в деньги, а за свой счет не очень-то покатаешься».
Большую экспедицию в Кемеровской области хотели организовать этой осенью, но власти «по каким-то причинам перенесли ее на конец зимы-весну», говорит криптолог. Экспедицию будет финансировать администрация Кемеровской области — планируется пригласить для участия в ней международный коллектив ученых.