Как известно, почти все известные ученые и деятели искусства в той или иной степени страдали душевным расстройством.
Среди них — Чарлз Дарвин, Блез Паскаль, Альберт Эйнштейн, Николай Гоголь, Ханс Кристиан Андерсен, Александр Блок… Специалисты считают, что в их поведении просматривались явные признаки аутизма. Но как это было связано с их способностями?
Дети-инопланетяне
Термин «аутизм» был введен в употребление в 1912 году швейцарским психиатром Юджином Блойлером. Это сложное нейробиологическое расстройство проявляется обычно у детей в возрасте до трех лет и характеризуется в первую очередь задержкой развития и нежеланием идти на контакт с окружающими. Патология встречается примерно у одного-шестерых детей на тысячу.
Причины аутизма до конца не выявлены. Одни специалисты (и их большинство) полагают, что аутизм имеет генетические корни, другие утверждают, что это — социальные факторы: неблагоприятные условия жизни, неправильное отношение родителей к ребенку.
Психолог Наталья Филь считает, что в большинстве случаев аутизм возникает у детей, которые появились на свет в результате тяжелой беременности и родов. При рождении такие дети обычно признаются нормальными, а первые признаки аутизма обнаруживаются у них в возрасте от трех-четырех месяцев до двух с половиной лет. У мальчиков он встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
— Ребенок-аутист не улыбается, не проявляет положительных эмоций в возрасте полугода и более, — рассказывает Наталья Филь. — Не повторяет за взрослыми звуки, не лепечет в возрасте одного года. Не совершает обычных жестов — в годик не указывает пальцем, не машет ручкой на прощание. Не знает никаких слов в возрасте шестнадцати месяцев и не произносит осмысленных фраз в возрасте двух лет. Бывает, что аутизм проявляется несколько позже, когда ребенок внезапно перестает разговаривать и реагировать на окружающих.
Он может играть только в полном одиночестве, при этом всегда расставляет игрушки в одном и том же порядке — например, по цвету. Внешние признаки ребенка-аутиста: у малыша неподвижное лицо, он не смотрит в глаза, вы не понимаете его жестов… Речь таких детей, если они умеют говорить, обычно монотонна, словно они повторяют заученный текст. Часто они склонны воспроизводить чужие слова как эхо, не вдумываясь в их смысл, могут многократно повторять одно и то же действие. Иначе говоря, ребенок-аутист напоминает маленького робота…
По теории швейцарских нейробиологов Камиллы и Генри Маркрам. аутизм развивается из-за переизбытка информации, которую ребенок не в состоянии переварить. В результате «уход в ракушку» становится своеобразной защитной реакцией. Даже характерная для детей-аутистов манера поведения — однообразие движений — может быть не чем иным, как попыткой стабилизировать окружающий мир.
Как же вести себя родителям ребенка-инопланетянина? Вот что советует детский психолог, специалист по дошкольному воспитанию Наталья Антонова:
- Прежде всего, пока ребенок маленький, позвольте ему жить по собственному расписанию: пусть он сам решает, когда ему гулять, есть, спать или играть. Если вы навяжете ему свой «правильный» режим, это может усилить отклонения в поведении.
- Если ребенок успешно справился с каким-либо заданием, хвалите его. Поощряйте любой нормальный поступок.
- Ребенку-аутисту необходимы индивидуальные коррекционные занятия со специалистами. Если присутствуют явные признаки аутизма, не пытайтесь отдавать ребенка в обычный детский сад или школу: адаптироваться там он не сможет. Зато в учреждении, специализирующемся на воспитании и обучении детей со схожими проблемами, ему помогут хоть немного приспособиться к нормальной жизни.
В мире раздражителей
Аутизм — это вовсе не форма умственной неполноценности, интеллект аутиста может быть на несколько порядков выше, чем у среднестатистического индивида, считают психологи. Люди, страдающие аутизмом, нередко проявляют выдающиеся способности в одной или нескольких сферах. Чаще всего это связано с их феноменальной памятью. Американский психолог Майкл Кисин утверждает, что аутисты с детства отличаются повышенной чувствительностью. Это порой доставляет им дискомфортные ощущения.
Поэтому аутисты обычно избегают общества — для них общение с другими людьми может оказаться просто невыносимым из-за обилия внешних раздражителей, таких как звуки и запахи. Изоляция от внешнего мира не позволяет аутисту получить опыт, необходимый для выживания, и поэтому, несмотря на обширные интеллектуальные знания, в практическом смысле такой человек зачастую совсем беспомощен или ведет себя неадекватно.
Так, один знакомый автора этой статьи добился больших научных и профессиональных успехов, знал девять иностранных языков, но при этом не мог овладеть компьютером и мобильным телефоном и к тому же постоянно страдал от неприятных запахов, которых никто, кроме него, не ощущал…
Синдром «Человека дождя»
Типичный пример гения-аутиста — недавно скончавшийся американец Ким Пик, ставший прототипом главного героя в знаменитом фильме Барри Левинсона -Человек дождя».
Ким Пик страдал так называемым «синдромом саванта». Он обладал выдающимися познаниями в пятнадцати различных областях жизнедеятельности человека: истории, географии, литературе, музыке, математике, спорте и так далее. Но при этом был абсолютно не способен к самостоятельной жизни, не умел делать элементарные бытовые вещи — одеваться, включать и выключать свет…
Ким родился с непропорционально большой головой. Врачи обнаружили у мальчика гидроцефалию — водянку головного мозга. Обычно такие дети страдают слабоумием. Но случай Пика был совершенно иным. Его правое и левое мозговые полушария оказались не разъединенными между собой, как у большинства людей, а составляли одно целое. Возможно, это и стало причиной его необычайных талантов.
В возрасте полутора лет Ким без труда дословно запоминал текст любой прочитанной ему вслух книги. Он рано начал говорить, но вот ходить стал лишь в четыре года. К этому же возрасту мальчик уже умел обращаться с цифрами — складывать и вычитать.
Научившись читать, Ким прочел и запомнил наизусть более девяти тысяч книжек. Любимым же его занятием стало чтение телефонных и адресных справочников, содержание которых он также легко запоминал.
Последние двадцать лет Ким Пик зарабатывал на жизнь тем, что выступал с лекциями, разъезжая по всей Америке. Люди поражались его удивительным способностям. В 1996 году отец Кима выпустил о сыне книгу под названием «Настоящий Человек дождя».
Исследователи обратили внимание на то, что с годами таланты Пика проявлялись все ярче. Да и поведение его несколько изменилось. Отец Кима говорил, что сын перестал избегать больших скоплений людей, у него появилось некое подобие чувства юмора, он начал читать художественную литературу, причем оказался в состоянии отличать литературный вымысел от реальности.
В Калифорнийском научном центре биоинформатических исследований жизни в космическом пространстве НАСА было проведено трехмерное сканирование мозга Кима Пика методами компьютеризованной томографии и магнитно-резонансного изображения. Полученные снимки сравнили с теми, которые в 1988 году сделал, обследуя Кима, нейропсихиатр из Университета штата Юта. Выяснилось, что за последние годы мозговая деятельность Пика значительно активизировалась. Можно предполагать, что это — результат увеличения количества контактов с окружающим миром.
Разумеется, не все гении — аутисты, так же как и не все аутисты — гении. Но исследователям в любом случае есть над чем задуматься.
Ирина ШЛИОНСКАЯ