В 1904 году американский золотоискатель Дж. С. Браун обнаружил в горах Калифорнии искусственный тоннель. Проход был достаточно длинным и вывел Брауна в подземную пещеру, стены которой были отделаны листами меди.
На громадных медных листах хорошо просматривались надписи на неизвестном языке, которые золотоискатель не мог прочитать. Открытое им место было отмечено двумя странностями. Стены пещеры скрывали золотоносную жилу, границы которой хорошо просматривались в местах, не закрытых медными листами.
Страшной подробностью пещеры были десятки истлевших скелетов людей, обнаруживших, видимо, странную находку до Брауна и по каким-то причинам навсегда оставшихся в этом непонятном мирке. Самому Брауну ничто не препятствовало, и он спокойно выбрался на поверхность, отметив ему одному известными знаками золотоносный коридор.
Трезвый и практичный золотоискатель понимал, что для разработки месторождения необходим начальный капитал, и немалый, потому поставил себе целью заработать некую сумму, прежде чем приступать к эксплуатации золотоносной жилы.
Ушло тридцать лет, прежде чем он смог на собственные средства нанять бригаду горных рабочих, закупить некоторое оборудование и оплатить лицензию на выработки. В 1934 году вместе с надежными и опытными рабочими Браун прибыл в ближайший к пещере городок Стоктон и занялся предварительными организационными делами, продолжая хранить в тайне местоположение пещеры.
Утром должны были начаться работы, а накануне золотоискатель вышел из гостиницы, где снимал номер, и навсегда исчез. Полиция городка не смогла найти никаких его следов. Исчезновение пытались объяснить долгами, которые мог сделать Браун, рассчитывая на грядущие доходы, но проверка бумаг и счетов показала, что все предварительные расходы были погашены им из собственных средств.
Осталась реальной лишь гипотеза об устранении человека, знавшего нахождение неизвестных надписей, которые не были предназначены для опубликования. Учитывая факт пропажи разных людей при схожих обстоятельствах на протяжении всего XX столетия, объяснение можно счесть правдоподобным.
Юрий Гоголицын