Нет ничего дороже и желаннее, чем дети, которые привносят в жизнь радость и счастье, полноту и гармонию. Только они превращают мужа и жену в настоящую семью. Дети учат родителей жизненной мудрости, даря смысл в жизни и питая силой и энергией.
Но для многих людей эта радость недоступна. Бездетность — серьезное испытание и личная трагедия… Она характерна и для одиноких, и для богатых, и для знаменитых людей.
И наступает момент, когда даже самые богатые и знаменитые понимают, что им никогда не стать родителем. Например, блестящий артист Александр Пороховщиков в последние годы своей жизни был просто одержим идеей отцовства. Он был женат уже больше двадцати лет, но детей все не было. Окружающие говорили, что нереализованные отцовские чувства буквально выплескивались из Александра. Ему было просто необходимо о ком-то заботиться. Сначала, женившись на Ирине, Пороховщиков не хотел детей, смеясь, что его жена для этого слишком молода. Потом он долго решал, кого любит больше – маму или жену, и, в конце концов, выбрал мать, которой Ирина была не по душе и поэтому она считала, что с детьми лучше подождать.
Пороховщикова обожало большинство женщин страны, у него была слава, деньги, роли, друзья, поэтому до того, как он стал превращаться в старика, ребенок ему был не нужен. Вообще, это стало уже закономерностью, что большинство талантливых творческих людей живет одним днем. Им кажется, что все еще впереди, и они все успеют, но жизнь, как правило, распоряжается иначе.
О желании отыскать для своего ребенка суррогатную мать Пороховщиков говорил очень многим. Об этом знали многие люди. А однажды свою помощь прямо на улице ему предложила совершенно незнакомая девушка. В итоге выбор Александра пал на его домработницу, что совсем не понравилось вспыльчивой Ирине. И хотя домработница отказывалась, казалось, что Ирина сошла с ума. Она думала, что муж ее предал.
Бездетные пары редко бывают счастливыми, но в советские годы это испытание было особенно жестоким: власть, не замечая отсталой медицины, все время призывала женщин рожать, запрещала аборты и поощряла матерей-героинь.
Надежда Крупская – первая леди Советских времен, писала своей матери, что очень надеялась, что «пташечка прилетит». Но, увы: у нее так и не родились дети. Эта личная трагедия Крупской была полностью изъята из информационного поля. Правда, муссировались слухи об аборте, об отказе ею от детей, якобы до сих пор находят по стране внебрачных детей Ленина и т.д., но это все — досужие вымысли, рожденные вследствие того, что за весь советский период на эту тему было наложено табу.
Те, кто постарше, помнят насажденную пропаганду о том, как дети любили дедушку Ленина и как он их любил. Но Ильич ни когда не хотел стать отцом. А вот Крупская детей очень хотела, но никак не могла забеременеть. Вполне очевидно, что супружеские обязанности Ленин выполнял весьма редко: какая любовь, когда в стране такой беспорядок… Сам факт рождения малыша выбил бы его из политической деятельности.
Да и Крупская была очень нездоровой женщиной. В то время еще не знали, как бороться с ее недугами – недоразвитием половых органов.
Однако дети в жизни Крупской были. Это просто непостижимо, но это были дети любовницы ее мужа, хотя Надежда Константиновна никогда так не называла Инессу Арманд: они были просто «политическими соратниками». В апреле семнадцатого года эта троица возвращалась в Россию в одном купе опломбированного вагона. Крупская сделала все, чтобы Ильичу было хорошо, и поэтому никогда не упрекала его за эту связь. Более того, она пошла на то, что подружилась с Арманд.
В двадцатом году Инесса Арманд отправилась на выполнение очередного задания на Кавказ. Она заразилась там холерой, поэтому в Москву ее привезли уже в гробу. Хоронили ее у стен Кремля, а очевидцы рассказывали, что впервые видели вождя плачущим. До самой смерти Крупская поддерживала связь с детьми Арманд и оказывала им протекцию.
Бездетная Крупская после смерти мужа стала главным педагогом страны. Она считала, что лучше всех понимает, как нужно обращаться с детьми.
В 1936-м году Сталин решил, что единственным способом повышения рождаемости в стране станет запрет абортов. И народ стал приспосабливаться: некоторые прибегали к народным средствам, другие подкупали врачей, третьи делали аборт в подпольных условиях. В результате смертность от таких операций стала высоченной, а сколько женщин стало бесплодными – статистика вообще умалчивает. Зато в 1941-м году в СССР был введен налог на холостяков и несемейных. Бездетность наказывалась «рублем» — в размере шести процентов от зарплаты.
Астрологи тоже имеют свою точку зрения по поводу бездетности. Например, Павел Глоба в середине семидесятых пришел к выводу, что наиболее уязвимыми в этом вопросе являются люди, рожденные под знаками Девы, Близнецов и Водолея. В те годы слово «астрология» было еще экзотикой. Глоба сразу же стал модным столичным «персонажем».
Однажды молодой астролог, вхожий в дома богемной элиты, оказался в гостях у Олега Даля. И когда Глоба выложил его космическую карту, то Даль был просто поражен. Рожденный под знаком Близнецов, он был типичным представителем своего знака Зодиака.
Олег Даль был невероятно талантлив, и это признавали все. Но ему должно было достаться в этой жизни гораздо больше в кино и в театре, если бы не его характер. Даль часто ссорился с теми, от кого зависела его карьера. Даль и его супруга Лиза мечтали о детях, но шли годы, а ребенка все не было. И есть люди, которые считают, что приговор Павла Глобы о том, что у него никогда не будет детей, сократил дни актера. Даль задал Глобе всего два вопроса: сколько он проживет, и будут ли у него дети. По словам астролога, актер совершенно четко знал, что проживет недолго. Для него это было априори, но вот в вопросе детей у него еще были надежды. И хотя Глоба попытался смягчить грустную картину, которую видел на «звездном небе» Даля, обманывать не стал: им с Лизой надо очень долго лечиться, и возможно, после сорока у них будет ребенок.
Лечиться для бездетной пары логично означает совместный поход к врачу.
Однако долгие годы в СССР считалось, что в отсутствии потомства виноваты только женщины. Мужчины начнут сдавать анализы по выявлению патологии только с наступлением перестройки. Может быть, поэтому Далю даже в голову не приходило обращаться к врачам. А после слов Глобы он стал сильно пить и умер в тридцать девять лет.
Шли годы… В СССР запускали в космос ракеты, соревновались с Америкой в гонке вооружения, затрачивая на это гигантские суммы, а бездетные граждане тогдашние власти совсем не волновали. Денег на эту область медицины выделяли очень мало.
Сегодня уже понятно, что множество женщин, сделавших аборт и ставших бесплодными, стали жертвами того, что в СССР до конца восьмидесятых не было хороших контрацептивов.
Еще в семидесятые годы врачи, пытаясь хоть как-то бороться с бесплодием, получающим ужасающие масштабы, начали проводить опыты по оплодотворению яйцеклетки женщины вне организма. Однако первый ребенок «из пробирки» появился лишь в 1986-м году. Врачи-энтузиасты с трудом преодолевали осуждение общества, коллег и даже близких, которые считали этот метод противоестественным. Процент успеха был весьма невысок. Некоторые женщины переживали до десяти курсов по экстракорпоральному оплодотворению. Вообще ЭКО – это весьма сложная и мучительная процедура, но что значат эти муки по сравнению с тем, когда женщина с диагнозом «бесплодие» узнает, наконец, от врача, что у нее будет ребенок, что лечение помогло и Бог ее услышал.