Один мой знакомый относится к археологам с большим предубеждением, презрительно называя их «гробокопателями». И, наверное, он в своих воззрениях не одинок. Осквернение могил во все времена и у всех народов считалось одним из самых страшных преступлений.
Тревожащие прах усопших рискуют нарваться на большие неприятности. В этом убедились герои блокбастера Стивена Соммерса «Мумия». Они вскрыли древнюю гробницу и выпустили на волю силы зла, таившиеся в теле главного жреца Египта Имхотепа, за ужасное преступление проклятого и заживо погребенного.
«Так это же в кино!» — скажете вы. Но и в жизни «белые» и «черные» археологи, с упоением раскапывающие старинные курганы и вскрывающие гробницы, невзирая на предупреждения о возможных последствиях, зачастую платят за свою дерзость самую дорогую цену.
Роковой жребий
Около трех тысяч лет назад тело усопшей египетской принцессы Амен-Ра было положено в разукрашенный деревянный гроб и похоронено в гробнице на берегу Нила, в Луксоре. В 1890 году некие субъекты, которых смело можно отнести к «черным» археологам, откопали ее останки.
Свою находку «гробокопатели» предложили приобрести четверке богатых английских туристов, которых злой рок занес в это время на место раскопок. Англичанам так понравился красивый саркофаг, что они решили приобрести его. Бросили жребий, кому достанется это сокровище. Выигравший заплатил несколько тысяч фунтов и отправил саркофаг в отель. Затем он почему-то устремился в сторону пустыни — и навсегда пропал в ее песках.
Второму участнику сделки на следующий день случайно выстрелил из ружья в руку слуга-египтянин. Конечность пришлось ампутировать. Третий из этой четверки, вернувшись в Англию, узнал, что стал банкротом, потеряв все сбережения на фондовой бирже. Четвертый тяжело заболел, потерял работу и кончил тем, что стал продавать спички на улице.
Неизвестно, что стало с теми, кто откопал гробницу. История умалчивает и о том, как гроб принцессы Амен-Ра попал в Англию. Здесь артефакт сменил нескольких владельцев, причем большинство из них скончались при довольно странных обстоятельствах. Вот что записал в дневнике один из них: «Когда я пытался смотреть в глаза мумии, точнее в то место, где они когда-то были, мне в какой-то момент начинало казаться, что забальзамированное тело подает признаки жизни — ее взгляд выражал столько ненависти, что кровь стыла у меня в жилах…»
В конце концов этот любитель острых ощущений решил перепродать саркофаг некоему лондонскому бизнесмену, возжелавшему пополнить свою коллекцию египетских артефактов. Тело продавца вскоре нашли в темном переулке с ножом в сердце.
А у покупателя началась в жизни черная полоса: трое его родственников погибли в дорожном происшествии, а дом сгорел дотла (саркофаг при этом совершенно не пострадал). Бизнесмен сообразил, что эти происшествия как-то связаны с мумией, на которую, очевидно, наложено заклятие, и поспешил подарить ее Британскому музею.
Кавардак в Британском музее
По дороге в музей под колеса повозки, перевозившей саркофаг, попал какой-то недотепа прохожий и получил серьезные травмы. Затем один из рабочих, заносивший груз в музей, споткнулся на лестнице, упал и сломал ногу. Его товарищ, пребывавший в добром здравии, скоропостижно скончался через несколько дней.
Саркофаг поместили в Египетский зал музея. И тут-то возмущенный дух принцессы проявил себя в полной мере.
Ночные сторожа то и дело слышали, как в гробу кто-то стонет, рыдает и отчаянно колотит в крышку. Эти загробные звуки леденили душу, сводили с ума. А наутро работники музея, входя в Египетский зал, обнаруживали, что многие экспонаты сдвинуты с места или разбросаны по всему залу. Когда один сторож умер во время ночного дежурства, его напарник поспешил уволиться. А затем одна из уборщиц, вытирая пыль с саркофага, позволила себе насмешливо покрутить тряпкой перед нарисованным на нем лицом — и вскоре ее сын умер от кори.