Женщина лежала в кровати. Неожиданно погас свет. Вдруг она услышала, как открылась дверь. Она быстро вскочила с кровати и зажгла свет.
Тут она увидела гнома с большой головой, который уже взял себе ее новорожденного ребенка, а вместо него положил в колыбель странного карлика. Женщина подняла шум, ребенка удалось отобрать у гнома. Ночной посетитель исчез, оставив в колыбели маленькое существо. Женщина, у которой было вдоволь молока, из жалости хотела дать грудь и этому карлику. Но тот отказался от груди и вскоре умер».
Современный литературный доклад о похищении пришельцами? Нет, это описание взято из книги легенд южной части Нижней Саксонии времен позднего Средневековья. Но параллели с происшествиями наших дней поразительны. И сегодня сообщают о том, что:
• подобные события происходят большей частью по ночам;
• по непонятным причинам гаснет свет;
• фигуры таинственным образом возникают и таким же образом исчезают;
• их связывают с похищениями младенцев (или сегодня, как правило, зародышей).
В сообщениях о самих существах в прошлом преобладал тип, который описывается следующим образом:
• маленький рост (от 100 до максимум 150 см);
• непропорционально большая голова;
• большие миндалевидные черные глаза;
• серая кожа без волосяного покрова.
И здесь наблюдаются параллели с описанным случаем из Средневековья, которые находят свое подтверждение в других преданиях. Так, например, говорят про город Айнбек на юге Нижней Саксонии: «На башне стоящей у рынка церкви в городе Айнбек иногда виден серый человечек. Когда сторож встречает его, то делает вид, будто его не замечает.
Человечек же не чинит ему вреда и даже следит за тем, чтобы с ним не случилось ничего плохого. А вот сторожа, который насмехался над безобразным человечком, нашли однажды лежащим внизу в башне с переломанной шеей. Однажды в воскресенье серый человечек показался во время богослужения в церкви, расположенной в новой части Айнбека. Его появление сочли предзнаменованием вспыхнувшего вскоре после этого большого пожара». Конечно, здесь сливаются воедино несколько средневековых легенд.
Однако интерес представляет упоминание о «маленьких серых человечках», которые были «безобразными» и которым к тому же приписывали сверхъестественные способности. «Похитители» при современных встречах с НЛО описываются почти так же.
Такого рода серые гномы связаны к тому же с мифом о «подкидышах» вместо похищенных детей, который был распространен по всей Центральной Европе, отчасти и за ее пределами. В 1854 г. Георг Шамбах прокомментировал этот миф следующим образом: «По народному поверью, проявляющемуся главным образом в предании, взамен украденного красивого человеческого дитя подсовывают безобразного ребенка гномов с большой головой (!). Опасности быть похищенными из колыбели и замененными подкидышами в большей степени подвергаются некрещеные дети, отчего еще сто лет тому назад ни одного ребенка без необходимости не оставляли некрещеным дольше трех дней. По той же причине, согласно поверью, у рожениц, пока ребенок еще не крещен, по ночам должна гореть свеча».
Хотя в современных сообщениях о похищениях на НЛО мотив «подкидыша» появляется в несколько видоизмененной форме, в принципе его можно свести к тем же элементам. Сегодня, если верить пострадавшим женщинам, из лона матери забирают детей (точнее, зародышей) в возрасте от одного до трех месяцев, после того как данная женщина предварительно была искусственно оплодотворена. Такие дети, полученные в результате скрещивания, якобы наполовину люди, наполовину «инопланетяне», т. е. имеют, например, непропорционально большую голову и глаза. Очевидно, что это — адаптированный к нынешнему пониманию вариант того же мифа.
В средневековых преданиях в связи с похищением детей редко говорится о летающих объектах, однако и сегодня НЛО появляется не обязательно, по крайней мере его могут не наблюдать. Тем не менее в таком же контексте, как предания о подкидышах вместо похищенных младенцев, я нашел интересную легенду о «стальной птице»:
«Кваква — большая и сильная птица, которая летает только ночью. Ее называют еще железной птицей, потому что у нее железные перья, которыми она насмерть забивает тех, кто к ней приблизился. У нее очень громкий голос, и летает она очень быстро. Только что ее слышали рядом, а мгновением позже ее слышно, пожалуй, на расстоянии часа езды».
Все это похоже не столько на обычную птицу, сколько на самолет, с большой скоростью перемещающийся по воздуху. Безусловно, это интересное предание, подкрепляющее предположение о деятельности чуждого разума и в средневековой Европе.
В связи с мифом о подкидыше широко распространено предание о «яичной скорлупе». В нем интересны два момента: во-первых, у этих «карликовых существ» продолжительность жизни, по-видимому, значительно больше, чем у нас, людей, а во-вторых, они необъяснимым образом «связаны» с нами, людьми. То же утверждают сегодня многие из похищавшихся, например американский писатель Уитли Страйбер.
Один из вариантов этой легенды существует в городе Моринген: «Однажды родители выставили своего ребенка за дверь, а сами ушли. Когда они вечером вернулись, ребенка не было, вместо него сидел маленький безобразный гном с большой головой. Родители спросили его, откуда он взялся, но тот не ответил. И потом он не сказал ни слова. Тогда старик велел жене, чтобы она затеяла детскую игру и постаралась таким образом заставить гнома заговорить. Жена пошла на кухню и стала варить пиво. Потом туда послали гнома, чтобы принес мужу огонь для трубки. Когда тот зашел на кухню, жена как раз разливала пиво в яичные скорлупки.
Увидев это, гном заговорил. «Я прожил столько, — сказал он, — сколько стоит Тюрингский лес, и никогда в жизни не видел, чтобы женщины варили пиво в яичных скорлупках!» Тогда жена позвала мужа и велела гному сказать эти слова еще раз, но тот не стал говорить. С тех пор его часто колотили, но он оставался нем. Наконец его выставили за дверь. Тогда другие гномы привели его обратно и вернули настоящего ребенка. Он жалобно рассказал, что гномы его часто колотили. Когда маленького гнома колотили люди, то гномы всегда колотили ребенка».
Народные предания вроде этого, повествующие о «безобразных, серых, большеголовых гномах», о «похищенных детях», о «быстрых стальных птицах», очевидно, имеют под собой реальную основу. Тогда, как и сейчас, люди делали одинаковые выводы, но мы всегда все видим в совершенно специфическом социальном и культурном контексте. Это мешает нам правильно понимать и классифицировать сообщения. Но тот, кто постарается основательно исследовать предания, может — как я пытался здесь показать — прийти к интересным результатам.
Феномен «похищений» чуждым разумом преследует нас с самого зарождения истории, и сегодня он актуален так же, как и тысячи лет тому назад. Когда мы начнем это понимать?
Марко Штромайер