Земную кору рассекает густая сеть древних «шрамов» — разломов. По ним непрерывно движутся горные породы, препятствующие их «заживлению». Один такой разлом, проходящий через подмосковный Зеленоград, давно привлекает внимание геофизиков. Его поведение кажется не вполне привычным.
А уфологи считают это место одной из крупнейших в России аномальных зон, над которой будто бы летают шаровые молнии и НЛО.
— Исследование подмосковных разломов показало: они ведут самый активный образ жизни, — рассказывает главный научный сотрудник Института физики Земли РАН, доктор физико-математические наук Валерий Рудаков. — Они действительно живут: их ширина в течение суток несколько раз меняется.
Основание Москвы — геологическая структура, опущенная по линиям разломов на глубину около полутора-двух километров. Это выглядит как заполненный осадочными породами огромный провал, растянувшийся через весь центр столицы и большую часть Подмосковья. Причем осадочные породы как бы плавают в воде подобно айсбергам в Ледовитом океане.
Но поведение зеленоградского разлома, по мнению ученого, не лезет ни в какие рамки. — В определенное время суток — обычно вечером — из разлома выделяется так называемая «холодная плазма», которая постепенно заполняет значительную подземную территорию, а примерно через полтора-два часа начинает медленно отступать, — говорит Рудаков. — Что это такое — не вполне понятно. Более 100 лет назад К.Э. Циолковский высказал гипотезу о существовании плазменной жизни на Солнце и о солнечных истоках жизни на Земле. В середине прошлого века ученые сделали открытие: подобные магнитно— плазменные структуры (плазмоиды) широко распространены и на Земле.
Основное место их обитания — ионосфера — горячий разряженный слой плазмы, расположенный на высоте около 50 км над Землей. Однако, по всей видимости, они присутствуют и под нашими ногами — глубоко под землей. Но как объяснить четкий «график» движения «плазмы», почему она «выбрала» именно тот или иной разлом — вопрос, требующий внимания ученых. Вероятно, здесь следует искать сходство с поведением других, куда более горячих плазменных образований — шаровых молний, которые по сей день остаются одной из самых интригующих загадок науки#
Пока ученые ломают голову над этим вопросом, уфологи считают, что уже нашли ответ. Руководитель зеленоградского уфологического клуба Егор Усачев, полжизни отдавший изучению аномальных разломов Подмосковья, считает: плазма «поселилась» здесь не случайно. Это — особая форма жизни, возможно, более древняя, чем само человечество.
— В течение трех лет группа ученых, руководимая известным итальянским геофизиком Лучиано Бокконе, проводила исследования в зоне разлома, проходящего по берегу Генуэзского залива, рассказывает он. — В своей работе ученые использовали высокоточные геофизические приборы, способные фиксировать малейшие изменения в магнитном и радиационном полях, и фотоаппараты с высокочувствительной инфракрасной пленкой, позволяющей делать снимки в невидимой для человека зоне спектра. Применение приборов позволило открыть совершенно новый, невидимый мир, существующий параллельно с нашим. На фотопленке отражались, по словам Лучиано Бокконе, «объекты, имеющие плазменную природу».
Реальность их существования подтверждалась изменениями показаний геофизических приборов. Эту чуждую нам плазменную жизнь представляли «существа странного вида: демоны, грифоны, амебовидные структуры без определенной формы или полупрозрачные плазменные капли — все эти объекты скользили, скакали в воздухе с невероятными скоростями». Нечто очень похожее обнаружил внутри хоперского разлома известный российский геофизик из Воронежа Генрих Силанов.
Так вот, оба исследователя пришли к выводу: эти загадочные структуры как-то связаны со стихийными бедствиями— ураганами, землетрясениями, аномальными изменениями погоды, а возможно, даже их провоцируют. Думаю, наш разлом — их ближайший «родственник». Если верить нашему собеседнику, загадочные плазменные объекты из Зеленоградского разлома проявляют большой интерес к процессам, сопровождающимся выделением энергии. Стоит вспыхнуть в городе пожару — они тут как тут: «выползают» на поверхность и зависают над очагом возгорания.
А над электростанциями и трансформаторными будками они просто роятся, подобно голодным вампирам. Любая гроза или авария в энергоснабжении города, как подметил наш собеседник, не проходит мимо них стороной. То ли плазмоиды питаются такого рода энергией, то ли сами ее генерируют# И то, и другое звучит для нас, простых смертных, не слишком обнадеживающе.
— Совершенно очевидно, что около Зеленоградского и Хоперского разломов в России и Генуэзского залива в Италии происходят одни и те же явления, — утверждает уфолог. — Мы столкнулись с неизвестной формой жизни, существующей на Земле.
Но Валерий Рудаков полагает: — Подобные заключения — чистой воды фантастика. Нет никаких оснований считать шаровую молнию или подземную плазму разумной формой жизни. Однако от этого упомянутые явления не становятся менее интересными. Если людям удастся приблизиться к расшифровке этих феноменов, следующим шагом станет попытка их «приручения».
Сейчас в ряде стран, в том числе России, ведутся прорывные эксперименты по созданию шаровой молнии в лабораторных условиях, а холодная плазма уже получена и даже используется в медицине для стерилизации и производства антибиотиков. Возможность использования такого рода энергии в будущем даст человечеству, находящемуся на пороге глобального энергетического кризиса, поистине неисчерпаемые возможности. И Зеленоград, город науки, может сыграть здесь далеко не последнюю роль.
Наталия ЛЕСКОВА, «Парламентская газета»