В большинстве своем охотники — народ суеверный и в приметы верящий. Каждый из тех, кто идет на промысловую, трофейную охоту, делает подношение лесным духам.
В особых, священных местах охотник брызгает водкой, оставляет пищу — словом, бурханит, иначе не будет у него охотничьего фарту. Между тем, уверяют промысловики, встречи с необыкновенным, неизведанным, происходят у них весьма часто.
Охотничьи базы обычно располагаются в максимально удобных местах, зачастую хозяйства строятся на месте заброшенных деревень. Местность, где когда-то жили люди, тоже имеет свою энергетику, особенно сильную, если на этой территории происходили какие-то трагические события.
В Ольхонском районе, недалеко от деревни Куртун, была деревушка, название которой уже никто и не помнит. На ее месте охотники построили зимовье. Не успели отстроиться, как начали приходить Они. — Они приходили не к каждому, — вспоминает Борис Дицевич, старший научный сотрудник УМЦ «Сибохотнаука», рассказы своих товарищей. — Мы потом анализировали и пришли к выводу, что видения были у чувствительных людей, наименее скептически настроенных.
Они — это люди в белых одеждах, мужчина с белой бородой и женщина с длинными белыми волосами. Никто не помнит черты их лиц, но всякий охотник, к которому они приходили, говорил одно — мужчина статный, очень высокий, а женщина очень красивая. Белые люди могли прийти ночью и днем. И каждый, кто их видел, описывает свое состояние как полубессознательное. Однажды Они пришли к охотнику, который выслеживал дичь в зимнем лесу. Мужчина потерял сознание, он не помнит, сколько времени провел на морозе, но потом долго удивлялся, что не переохладился и не обморозился.
Являясь, белые люди спрашивали: «Что вы здесь делаете?», и когда им отвечали: «Охотимся», строго произносили: «Здесь охотиться нельзя».
Решив, что белые гости просто так не уйдут, а после случая в зимнем лесу еще и опасны, охотники решили вызвать шамана из Куртуна. Тот взял четыре бутылки водки и побрызгал по углам зимовья. Ритуал длился больше двух часов, за это время шаман вошел в контакт с белыми людьми и выяснил, что они жители заброшенной деревушки, погибшие насильственной смертью. Что именно с ними произошло, шаман не сказал, говорить об этом запрещено. После проведения ритуала души успокоились и больше охотникам не являлись.
В другом зимовье видели черных людей с всклокоченными бородами, причем настроены они были куда менее миролюбиво, нежели белые. Вообще, за этим зимовьем у охотников закрепилась нехорошая репутация, каждый, кто проводил здесь ночь, просыпался совершенно разбитым, с гудящей от боли головой. Люди страдали от галлюцинаций. Однажды зимой здесь заснул охотник, которому приснились черные мужики, которые начали его душить. Проснувшись, человек понял, что на самом деле задыхается. На непослушных ногах он выбрался из зимовья и ненадолго потерял сознание. Можно было бы предположить, что человек отравился угарным газом, ведь печь была натоплена, но, оказывается, причина была несколько иная.
— Дело в печи-каменке, — объясняет Борис Дицевич, — такие печи нужно выкладывать из голышей — камней, которые берут на берегу реки. Это же были камни коренных пород с вкраплениями меди, которые, нагреваясь, выделяли ядовитые газы.
Ночной гость
Профессор, кандидат биологических наук, преподаватель Иркутской сельскохозяйственной академии Олег Жаров — человек старой закалки и уверен, что для любой невероятной истории все же можно найти логическое объяснение.
— Часто нам приходилось идти на охоту или проводить какие-то исследования в тайге в одиночку, — рассказывает Олег Витальевич. — Так, один охотник заночевал в зимовье один, с ним была только собака. Зимовье топилось по-черному, и когда дрова перегорели, охотник закрыл отдушину.
Через некоторое время заслонка упала, охотник, не придав этому значения, водрузил ее на место. Вскоре заслонка опять ухнула на пол, охотник забеспокоился. Отдушина была расположена высоко, с улицы ее не мог достать ни человек, ни зверь, да и собака почуяла бы непрошеного гостя. Охотник лег спать в обнимку с карабином. Ближе к утру, когда едва забрезжил рассвет, его разбудил звук падающей заслонки. Кто-то заслонил свет в отдушине, охотник пальнул в темное пятно из ружья. После этого вышел на улицу. На снегу лежал мертвый филин. Оказывается, птица использовала отдушину в качестве теплого места ночевки.
Неприкосновенные князьки
У охотников существует негласное правило — в необычных зверей стрелять нельзя. Им дух покровительствует особо и за истребление карает. Чрезмерно крупных, имеющих чуднУю окраску, словом, отличных от своих собратьев зверей охотники величают князьками.
— Убьешь князька — и фарту не видать, — говорит Борис Дицевич, старший научный сотрудник УМЦ «Сибохотнаука». — Один охотник рассказывал, как однажды в лесу среди деревьев он увидел белое пятно. Когда с осторожностью подошел поближе, то разглядел белую кабаргу. Это, конечно, был поразительный зверь. Обычно у кабарги цвет шкурки бурый, в тон темно-хвойному лесу, а этот был альбинос — с белой шкуркой, розовым носом и красноватыми глазами. Такие животные встречаются 1 на 10 тысяч.
Справиться с искушением охотник не смог и подстрелил зверя. После этого охотничья фортуна его покинула, и следующего своего трофея ему пришлось ждать очень долго.
— Я знаю еще одного охотника, который не удержался и подстрелил белую косулю, — говорит наш собеседник, — я уже не помню, что за этим последовало, но хорошо запомнил его слова: «Лучше бы я этого не делал».
Сам Борис Дицевич с подобными аномалиями сталкивался не единожды. Во время экспедиции на речку Калакан (это правый приток Витима) он находил сброшенные лосиные рога с 20-кило- граммовым наростом, череп лося со странной шишкой 15 см в диаметре. Местные охотники рассказывали, что встречали изюбра со странными наростами вместо рогов.
Наличие этих костяных аномалий наш собеседник объясняет травмированием молодых рогов в густых зарослях, в то же время не исключается влияние радиации. Ее процент высок на некоторых естественных солонцах, которые образуются в местах разломов земной коры.