Целый ряд психических функций зависит от расовых и культурных, в том числе религиозных, особенностей, а также от экологии. Например, мутизм, торможение или искажение инстинктивных актов (отказ от пищи, сексуальных связей и так далее) не обязательно является психическим отклонением, они могут быть связаны с табу, постом и др.
Специфические чувства вины, ответственности, трепета, скажем, у религиозного человека не позволяют пользоваться рядом психотерапевтических процедур (гипнозом, психоанализом). С другой стороны, специфические, обусловленные культурой и религией состояния (ощущение умерших рядом с тем, кто их утратил, мифопоэтическое и мистериальное восприятие мира и пр.), могут ложно трактоваться психиатром как расстройства восприятия и мышления.
Ниже описан ряд подобных этнопсихосоматических состояний, которые правильнее будет истолковать именно как специфические феномены жизни человеческих существ, нежели как патологические отклонения от медицинской нормы.
Susto
Отмечается в Южной Америке. Характеризуется депрессией, тревогой, отказом от пищи, нарастающим страхом.
В дальнейшем возникает ощущение погружения души в глубины Земли, далее следует опустошенность. Встречается в детском и подростковом возрасте, возможна индукция и имитация одержимости. Связан с культом мертвых, воспринимается как одержимость духом умерших. Внешнее проявление напоминает кататонический и депрессивный ступор.
Whitico
Описан у индейцев Кри, Сальто. Остро возникает ощущение физического превращения в мифологического монстра whitico, который поедает людей. Поведение сопровождается регрессом социальных и цивилизационных навыков и наклонностью к каннибализму. В продромальном периоде (непосредственно предшествующем данному состоянию) — депрессия. Эпидемии данного состояния связывают с голодом. Первоначально может быть отсутствие или повышение аппетита, желудочно-кишечные проблемы, что вызывает страх и психоз.
Voodoo, zombi
Состояние реализуется в горизонте мистерии «живых мертвецов». С точки зрения мистериально-ритуального комплекса религии вуду (Африка), умерший становится зомби, если причины его смерти не выяснены колдуном. Элементы вуду описаны у дагонов, фанги, заир. Аналогом зомби является упырь (мертвец-вампир)славянского фольклора, нападающий на людей и животных, поскольку в умершего вселяется нечистая сила. (Правда, здесь мы не имеем ритуально-обрядовой практики, и поэтому нет возможности говорить о состоянии упыря; это только фольклорный образ. Можно сказать, что упырей не бывает, а вуду, зомби — это психосоматическая реальность.) Среди креолов Гаити существует тайное общество вуду.
Этнобиопсихологически «зомбификация» выглядит следующим образом: жертва получает, нередко во время совместной праздничной трапезы, порошок, содержащий высушенную рыбу, в печени которой содержится тетродотоксин. В порошке содержится строго определенная доза токсина, которая не вызывает смерти, но замедляет метаболизм. Внешне это состояние выглядит как глубокий сопор (оцепенение, вялость, сон; глубокое угнетение сознания и воли). Жертву хоронят, но затем колдун ее откапывает и дает галлюциноген, содержащийся в грибах, собранных у воды, омывающей кладбище. В момент приема зомбируемым читается особый директивный текст, который парализует волю жертвы. В таком состоянии зомби может находиться продолжительное время. При этом он в состоянии выполнять монотонные операции, так что даже может быть использован на тяжелых работах, например, на плантациях сахарного тростника и пр.
Anfechtung
Психосоматическое состояние, описанное у индейцев провинции Манитоба. Проявляется как избегание социальных контактов с чувством вины за неправильное исполнение религиозных обрядов (и, следовательно, нарушение гармонии и силы существования племени). Возникает уверенность в соглашении с дьяволом и в одержимости им. Наблюдается активное стремление к самоубийству. Психосоматические симптомы — тревога и депрессия.
Chisara chisara
Психосоматическое состояние у племени шона в Южной Африке. Разнообразные психотические симптомы, возникающие феноменологически (по состоянию сознания жертвы) под влиянием ведьмы. Отмечается ощущение вселения черной силы и острое переживание вины. Под влиянием болезни пациенты уходят в лес и живут там одни. У шона описано также ebenzi — состояние, связываемое с одержимостью ведьмами, но проявляющееся в бессвязной и, вероятно, насильственной речи и немотивированных поступках. Иногда после этих приступов происходит своеобразное просветление, и приступ описывается жертвой как одержимость злой силой.
Ghost sickness
Феноменальное состояние, распространенное у индейцев киова, апачей и навахо. У апачей он проявляется во время траура по умершему. Жертва становится гиперчувствительна к звукам и прикосновениям, которые связывает с контактом с умершим или некими сущностями умерших предков. Жертва опасается, что если она обернется и посмотрит за плечо, присутствующий умерший ее обездвижит. Иногда возникают эпилептические припадки, каннибалистические фантазии и многочисленные ипохондрические жалобы. У навахо этот психоз протекает иначе. Все симптомы связываются с заговором ведьм. Страх возникает после тягостных сновидений, утрачивается аппетит, возникают затруднение дыхания и слабость, иногда слуховые галлюцинации. Каждый из симптомов указывает на определенный аспект «силы ведьмы».
Gila kena hantu
Встречается у малайцев. Переживается как одержимость злым духом. Сопровождается истинными галлюцинациями (прежде всего, слуховыми), а также различными псевдогаллюцинациями. Наблюдаются приступы неистовства. Характеризуется убежденностью в сверхчеловеческих физических возможностях (что нередко подтверждается эмпирически: уменьшение порога болевой чувствительности и пр.).
Hsieh ping
Описано у китайцев Тайваня. Феномен в продромальном периоде характеризируется депрессией, протекающей с классическими симптомами (апатия, потеря интереса к жизненным ситуациям и целям). Далее возникает ощущение одержимости и управляемости, нарушается ориентация, возникают тремор — дрожание; быстрые, ритмические, с частотой около 10 Гц, движения конечностей или туловища) и глоссолалия (произнесение бессмысленных слов и словосочетаний, имеющих некоторые признаки осмысленной речи: темп, ритм, частота встречаемости определенных звуков). В высшей точке напряженности состояния — зрительные и слуховые галлюцинации.
Mal (de) ojo
Состояние «сглаза», описанное в средиземноморском регионе, а также у испаноязычного населения Латинской Америки. Характеризуется нарушениями сна, плачем без видимой причины, поносами, рвотой. Состояние индуцируется у женщин и детей, которые боятся покидать своих родителей, связывается с одержимостью «злым глазом». Сходным состоянием у этой же популяции является malpuesto, при котором многочисленные психологические и соматические состояния протекают на фоне тревоги и связываются с одержимостью или порчей конкретной ведьмой.
Mamhepo
Описано у племени шона в Южной Африке. Переживание управляемости собственной мимики трансцендированным существом (ведьмой, колдуньей, «чужим»), которое обращается в змею. Взгляд носителя становится застывшим и немигающим.
Phiipob
Вера в одержимость духом у жителей Таиланда. Отмечается застывание, напоминающее кататоническое (термин, характеризующий двигательные расстройства) падение без судорог. Отмечается бессознательное поведение, сжимание и скрежет зубами, ригидность мышц, нечленораздельные выкрики, несдерживаемые рыдания.
Pissu. Отмечается у жителей Цейлона. Переживание одержимости духом (духами) ассоциируется с чувством комка в желудке, гидрофобией, с невозможностью стоять и сидеть, ощущением холода в теле, зрительными и слуховыми истинными и псевдогаллюцинациями, диссоциированным (незаинтересованным, внешним, посторонним действительности) мышлением с растерянностью.
Ruden sinoso
Одержимость духом ведьм на Сараваке. Жертва замерзает, дрожит и постоянно стремится к огню, застывает у огня на длительный период, отказывается от питья и еды. Внешне поведение выглядит как кататоническое.
Sin byung
Одержимость духом умерших предков в Корее. Первоначально возникают соматические (соматоформные) симптомы — дрожание, анорексия, желудочно-кишечные нарушения, бессонница, тревога. На этом фоне отмечаются фазы дезориентировки, слуховых галлюцинаций.
Tawatlye sni
Феноменальное состояние у индейцев сиу (Дакота). Возникает острое чувство сепарации и утраты, ощущение общения с мертвыми, чувство одержимости духом умерших, тоска, мысли о смерти и суицидальные идеи, повышенная жажда.
Zar
Описан в Иране, Судане, Египте и Эфиопии, отдельные случаи зафиксированы в Средней Азии. Внешние признаки диссоциированного поведения: разорванная речь, высказывания об одержимости духами, прыжки и импульсивные танцы. Возбуждение сменяется апатией и отказом от еды. Описаны импульсы к немотивированному убийству.
Piblokto
Феноменальное состояние у эскимосов, которое иногда также относят к арктической истерии. Длится до двух часов. Носитель (чаще женщины) начинает кричать и срывать с себя одежду. Имитирует крик птиц или животных. Жертва бегает по льду или катается по снегу, далее состояние амнезируется (стирается в памяти). Психоз связывается с вселением духа зла. Типологически напоминает диссоциативные психозы. Вероятно, при данном психозе поведению пациента приписываются черты одержимости, хотя он сам этого состояния не переживает.
Amok
Синдром, описанный в Малайзии, Индонезии, Австралии, Китае, близкие состояния отмечаются и в Европе. Встречается при депрессии, эпилепсии, параноидных психозах. Состоит из следующих симптомов: продромальной тоски, гомоцидальных (связанных с убийством людей) акций. Начинается внезапно после стресса или оскорбления, в высшей точке проявляется решимостью, агрессией, отсутствием боязни боли и смерти. Завершается полной амнезией.
Mirriri
Близкий амоку синдром, описанный в Африке и Океании, аналоги есть и в Европе. Ситуационно реализуется как поведение после обвинения в инцесте. В симптомах: аффективное сужение сознания, оглушение, агрессивная акция, которая направлена не на обидчика, а на предполагаемый объект инцеста. Является вариантом переадресованной агрессии.
Lo’u
Поведение, описанное в Меланезии. Демонстративная суицидальная акция (прыжок с пальмы) после публичного обвинения в скотоложстве. Сопровождается депрессией и сужением сознания.
Coro
Описан как у мужчин, так и у женщин в Северо-Восточной Азии, у негров США, в Индии и в единичных случаях — у народов Европы. Заключается в остром переживании сморщивания, втягивания в живот и уменьшения в размерах полового члена или больших половых губ. Наблюдается в рамках диссоциативных расстройств, депрессий и шизофрении.
Latah
Наблюдается в Малайзии, Филиппинах, Западной Сибири, Северной Америке и Африке. Характеризуется повышенной внушаемостью, склонностью к мимической имитации, в частности смеха и плача. Эпидемии повышенной внушаемости, сопровождающиеся индукцией идей отравления, также близки к данному синдрому.
Сглаз
Эпидемическое диссоциативное расстройство. Протекает как индуцированная депрессия с диссоциативными чертами у женщин, которая связывается с действием порчи, сглаза, «поделанности».
Икотная болезнь
Эпидемическое диссоциативное расстройство, характерное для севера европейской части России. Звуки и движения икоты ассоциируются с попаданием чего-либо в горло, чаще волоса, в результате «сглаза». Индукция чаще распространяется среди женщин и нередко приводит к агрессии по отношению к предполагаемому источнику «сглаза».
Психический вампиризм
Психоэнергетические переживания в результате погружения в магические ритуалы. Особенно характерны в периоды эпидемической увлеченности паранормальными явлениями и психоэнергетикой. Агенты убеждены в обмене энергией между ними и окружающими, «чувствуют» и диагностируют внутренние органы окружающих и их духовные сущности в форме аур.
Описаны также многочисленные черты сходства диссоциативных (истерических) эпидемий и хилиастрических (мессианских) движений. В структуре традиционной культуры большинство этнопсихопатологических расстройств считается нормативным и корригируется религиозными ритуалами.
С. И. Минаков