Веками бушующая стихия пугала человека. Молнии, бьющие с неба, несущие смерть и пожары, казались стрелами богов. Их боялись, заклинали, пытались обуздать.
Когда ученые изобрели молниеотвод и испытали его (ценой жизни нескольких физиков), эйфория от кажущейся победы над силами Природы была столь велика, что в честь победителей устраивались пышные приемы и торжественные балы, нo достигнута ли была полная победа?! Отнюдь. За последнее столетие количество жертв молний неуклонно растет.
Например, только во Франции, где ежегодно регистрируется около миллиона ударов молний, гибнет несколько десятков людей и около 10 тысяч коров. Кстати, при такой точности попадания в человека (на одного убитого «тратится» около 10 тысяч ударов) молнии вполне можно сравнить с пулями (которых, например, во время позиционных войн тратится на одного убитого противника от 1 до 100 тысяч). Словно бы вся наша Земля — это один большой тир или простреливаемая насквозь прифронтовая полоса.
Возможно, без молниеотводов количество жертв было бы еще больше, но защитить нас в полной мере они так и не смогли. Точнее говоря, они прекрасно защищают нас от «электрических пробоев из облаков», то есть от того, чем считали молнию после открытия электричества. «Молния — разряд тока мощностью до 3 млрд Дж, движущийся из облака вниз со скоростью 160-1600 км/с (и 140000 км/с — с половинной скоростью света движется иногда обратно с земли в облака) по ионизированному каналу воздуха с температурой плазмы до 30 000 градусов (в 5 раз выше, чем на Солнце), с диаметром канала 1,27 см, окруженной 3-6-метровой короной, длиной от 90 м до 32 км и сопровождающийся звуковой ударной волной (громом), слышимой иногда на расстоянии до 29 км» — такие статистические сведения накопила о молниях всезнающая наука.
Да, молния подчиняется большинству законов распространения электрических разрядов, но не всем и не всегда. Да, молния состоит из электрического заряда, но либо мы в действительности не знаем, что такое электричество, либо молния включает в себя не только электричество. Да, синоптики в большинстве случаев предсказывают наступление грозовых дней, но поведение молний во многих случаях не поддается прогнозированию и пониманию.
Один случай удивительней другого: молния сжигает белье, оставляя верхнее платье. Или сбривает с человека все волосы до последнего. Вырывает из рук человека металлические предметы, отбрасывая на большое расстояние и не причиняя вреда державшему их. Молния сплавляет в общий слиток все монеты, бывшие в кошельке, или серебрит золотые и золотит серебряные, не сжигая лежавших вместе с ними бумажных денег. Молния бесследно уничтожает надетый на шею медальон на цепочке, оставляя на память ограбленной ею девушке отпечаток цепочки и медальона, не сходящий с кожи в течение нескольких лет.
А вот уже не безобидные шалости: молния оставляет на теле убитого уменьшенное изображение дерева, под которым он был убит. Группа людей, сидевших во время грозы под деревом, после удара в него молнии остается как бы окаменевшей; к ним подходят, они кажутся подошедшим живыми, но, когда их трогают, рассыпаются в прах. Молния рассекает человека с головы до ног, как топором. Молния, убив, а иногда совершенно не тронув человека, сжигает или разрывает в клочья и раскидывает одежду.
«Слепая стихия» способна надолго привязаться к одному «объекту любви». Часто привязанность к одному месту можно объяснить причинами климатическими (самое грозовое место на Земле — Тороро в Уганде, где в году 251 грозовой день), геологическими (на Кавказе), аномальными (Медведицкая гряда в Поволжье).
Но как объяснить «привязанность» к определенным событиям или к людям? Например, бывшего паркового смотрителя американца Роя К.Салливана молнии в разных местах находили целых 7 раз: в 1942-м ему обожгло большой палец на ноге, в июле 1969-го — выжгло брови, в июле 1970-го — обожгло плечо, в апреле 1972-го — опалило волосы, в августе 1973-го — обожгло ноги, в июне 1976-го — повредило лодыжки, в июне 1977-го — обожгло грудь и живот. Такой рок судьбы доконает кого угодно, и шесть лет спустя в сентябре 1983 Салливан покончил с собой. Вероятность быть пораженным молнией ничтожно мала, и, тем не менее, кого-то молния бьет «шутя и понарошку» по нескольку раз, кого-то «добивает» со второго — пятого раза, а кого-то из своих жертв не оставляет даже после смерти — бьет в их могилы, разрубает пополам надгробья и сжигает кресты.
Еще более удивительная история произошла с мужьями болгарской женщины Марты Маикия. В 1935 году американский турист Рандольф Истман во время грозы попросился переждать стихию в ее доме. Через неделю они поженились, но спустя 2 месяца мужчину убила молния. Позднее Маикия повторно вышла замуж, теперь уже за француза по имени Шарль Морто. И во время путешествия по Испании второй муж также был поражен молнией наповал. Вдова вернулась в Софию, где ее начал лечить от депрессии немецкий врач. Они поженились в Берлине, а во время поездки к французской границе в автомобиль врача ударила, как и следовало ожидать, молния. Третий муж был убит на месте. Насколько известно, четвертый раз Марта никого не осчастливила своей странной любовью.
Об избирательности ударов молний ходят не только легенды. Часто в тупик заходят даже полицейские криминалисты: почему, например, в одном и том же случае одна и та же молния убивает одного всадника, не тронув лошадь, а другого всадника отбрасывает в сторону, испепелив под ним коня. «Слепая стихия» может убить в толпе представителей только одной профессии или, например, только монахов, или только мужчин, или только женщин — предсказать цели заранее невозможно. И далеко не всегда жертвы отличаются от других чисто физически, например, носят металлические предметы.
Иногда молния по одной ей видимой причине из группы людей выбирает самого счастливого или красивого, а может, и самого греховного — в строгом соответствии с древними легендами о громе разящем. Спряталась вся бригада, человек пятнадцать, под дерево, молния нашла только бригадира. В Японии до сих пор не могут объяснить причину страшной трагедии — учитель приказал школьному классу в походе взяться за веревку, и попавшая в веревку молния убила ровно половину всех подростков, аккуратно через одного, поразив всех четных в строю детей и не тронув нечетных.
Итак, агрессивность молний – в том случае, если они не слепая сила , а рука Земли – понять можно, многие из людей заслужили и худшего. Но понять механизм действия этих самых сил до сих пор сложно, во всяком случае, описать их с помощью современной физики можно только в первом приближении.