Фраза шарашкина контора (или шарага) возникла в живой разговорной речи, как символ ненадежного и подозрительного предприятия или организации, с которой не стоит связываться. А истоки этого выражения берут свои корни из тюремного жаргона СССР. Слово «шарашка» произошло из диалектного «шарань» — шваль, голытьба, жулье.
Так заключенные называли НИИ и КБ тюремного типа, подчиненных НКВД/МВД СССР, в которых отрабатывали наказание ученые, инженеры и техники.
В системе НКВД они именовались «особыми техническими бюро» (ОТБ), «особыми конструкторскими бюро» (ОКБ) и тому подобными аббревиатурами с номерами. Условия содержания работников мало чем отличались от тюремных, да и за невыполнение плана грозило не лишение премии, а новый срок или расстрел.
Через шарашки прошли многие выдающиеся советские ученые и конструкторы. Основным направлением ОТБ была разработка военной и специальной (используемой спецслужбами) техники. Множество новых моделей военной техники и вооружений в СССР были созданы заключенными шарашек.