Это займет всего несколько секунд.
Команда ученых из Университета Торонто во главе с Константином О. Цхаем задалась целью определить уровень харизмы человека; и благодаря серии умных исследований, им это действительно удалось.
Согласно результатам их исследования, опубликованным в издании Journal of Personality and Social Psychology («Журнал психологии личности и социальной психологии»), всего шесть критериев могут показать, насколько вы харизматичны.
Оцените себя по шкале от 1 до 5 в каждом из пунктов.
Я тот, кто…
- заметен в компании
- способен влиять на других
- знает, как вести за собой людей
- располагает к себе людей; людям со мной комфортно
- часто улыбается людям
- может поладить с кем угодно
Теперь разделите получившуюся сумму баллов на шесть, чтобы определить среднюю оценку харизмы. Если она выше 3,7, то вы более харизматичны, чем среднестатистический человек.
Эти критерии были разработаны в ходе многочисленных исследований, проведенных учеными, в них приняло участие в общей сложности около тысячи человек.
Исследователи просили участников оценить себя по ряду качеств, которые свойственны харизматичным людям, и определили, что харизма сводится к двум факторам: влиянию (то есть лидерству) и дружелюбию. (В упомянутом тесте первые три критерия определяют уровень влияния на других, а последние три указывают на приветливость и добродушие).
В ходе исследования обнаружилась одна интересная особенность – то, как люди оценивают свое влияние и уровень своего дружелюбия, в основном совпадает с оценками окружающих. Дело обстоит иначе, когда дело касается оценки личных качеств и поведения.
Более того, согласно исследованиям, харизма очень важна для развития социальных отношений. Например, в тесте «Знакомство» участники, которые были оценены выше по уровню приветливости, также воспринимались как более приятные и привлекательные. (Уровень влияния, как оказалось, не вызывал такого чувства симпатии).
Ученые из Университета Торонто не первые, кто оценивает харизму. В этой области известна также работа Джона Антонакиса и его коллег, например, которые учили группы менеджеров быть более харизматичными на работе.
Отличие нынешнего исследования в том, что ученые определяли харизму обыкновенных людей — большинство других исследований было сосредоточено на харизме лидеров. Это исследование также определяет харизму с помощью меньшего количества наблюдаемых качеств, чем все другие исследования.
Как и в случае с большинством оценок личных качеств, вам не следует расстраиваться, если уровень вашей харизмы оказался ниже, чем вы хотели или ожидали. Есть много способов стать более харизматичным, от практики понимания чужих эмоций до использования слов, которые помогут добиться расположения окружающих.