История этого удивительного человека, создававшего гениальные подделки из любви к искусству, началась в 1876 году в итальянском городе Кремоне. Забавно, но там же родились когда–то выдающиеся скрипичные мастера Амати и Страдивари. Доссена тоже пытался делать скрипки, но с музыкальными инструментами у него не заладилось. Поэтому молодой человек устроился работать каменотесом и до 37 лет ваял надгробные камни.
Чтобы вырваться из тисков бедности, Доссена покинул родной город и отправился в Рим. Но через год началась Первая мировая война, и Альчео призвали на фронт. Служил он в аэродромной обслуге и в свободное время мастерил поделки. Как–то он сделал небольшой керамический рельеф в стиле Возрождения с изображением Мадонны и Святого Младенца, который обжег в солдатской печке и отшлифовал. А перед Рождеством 1916 года, уйдя в краткосрочный отпуск, он захватил ее с собой, надеясь продать.
В Риме Доссена предложил свой рельеф трактирщику, а тот свел его со знакомым антикваром Альфредо Фазоли. Чтобы набить цену, Альчео не стал признаваться, что является автором рельефа, а заявил, что нашел его в разгромленной церкви. Фазоли это объяснение устроило и он без долгих расспросов выложил за вещицу сотню лир. По тем временам — неплохие деньги. И они привели Альчео в настоящий трепет.
Демобилизовавшись в 1919 году и вернувшись в Рим, Доссена разыскал антиквара, напомнил ему об их прошлой встрече и сказал, что у него есть еще кое–какие вещи из камня, найденные в разрушенном храме. Впрочем, Альфредо быстро понял, что его пытаются надуть, но не стал обращаться к стражам порядка. Он понял, что перед ним — шанс сказочно разбогатеть. Поэтому он заручился помощью своего коллеги Палези, отлично разбирающегося в скульптуре, и предложил Альчео сделку. Работа закипела.
В мастерской на окраине Рима Доссена творил скульптуры в стиле древних мастеров и искусственно старил их. А Фазоли и Палези занимались продвижением его работ на антикварном рынке. И делали это весьма успешно. За первую статую, сделанную Доссеной, они заплатили ему 200 лир, а продали в пятнадцать раз дороже.
Сначала подделки выдавались за работы неизвестных мастеров, а потом за произведения знаменитых скульпторов. Прошедшие через руки Фазоли и Палези работы Доссены стали украшать залы знаменитых музеев.
Так, в нью–йоркском Метрополитен–музее появилась скульптура якобы работы греческого мастера VI века до нашей эры; в музее Сан–Луи — этрусская Диана, в Кливленде — архаическая Афина, в Вене — фронтонная группа из Вели. А ведущие специалисты мира подтверждали их историческую ценность и возраст.
Самое интересное, что сам мастер едва сводил концы с концами, работая из любви к искусству. Фазоли и Палези держали его в черном теле. Закончилось все трагично. В 1927 году умерла жена Доссены — Мария. И у мастера, создающего скульптуры ценой чуть ли не на вес золота, не оказалось денег на погребение супруги. Альчео отправился к Фазоли и попросил у него задаток в счет будущей работы. Антиквар не только не дал денег, но и в резких выражениях выставил просителя за дверь.
Поэтому 51–летний скульптор отправился к журналистам, которых его история чрезвычайно заинтересовала. Они тут же окрестили Альчео гением подделок и принялись раскапывать, в каких коллекциях оказались его работы. Скандал получился на весь мир.
Разрешить его решил авторитетный американский антиквар Якоб Гирш, который приобрел у Фазоли статую Афины для Кливлендского музея. Чтобы доказать, что архаическая Афина вышла из–под его резца, Доссена привел Гирша в свою мастерскую, подробно описал ему процесс создания скульптуры и предъявил мраморную руку богини, самолично отбитую им у статуи.
Когда фальсификация исторических ценностей была установлена, дело о скульптурах Доссены попало в суд. Альчео суд оправдал. Но и мошенничества со стороны Фазоли и Палези служители Фемиды не усмотрели. Возраст скульптур определяли не они, а музейные эксперты.
Теперь Доссена продавал скульптуры под своим именем. На волне громкого скандала были организованы выставки работ Альчео в Неаполе, Берлине, Мюнхене, Кельне. Но большим спросом новоделы с его клеймом не пользовались. Всю коллекцию он распродал всего за 9 тысяч долларов, тогда как раньше одна скульптура уходила за 150 тысяч.
А в 1937 году Доссена умер в своей мастерской в Риме. Нищий и никому не нужный.