Настоящим чемпионом по оккультным и паранормальным историям, пожалуй, стал лидер германских нацистов Адольф Гитлер. Надо сказать, что об оккультизме нацистском почему-то всегда писали и пишут больше, чем об оккультизме большевистском. Но и здесь, и там отмечается сходное смешение реальных фактов с фантастическими и бездоказательными домыслами. Особенно большую популярность в прессе получила подаваемая то так, то эдак история о сделке с дьяволом, которую Гитлер якобы совершил в начале 30-х годов.
Ситуация здесь обрисовывалась традиционно: вроде бы князь тьмы даровал фюреру на 13 лет политическое могущество, а после должен был забрать его душу. Возможно, эта побасенка особо живуча из-за того, что обе фигуры кажутся в ней равновеликими: сама личность вождя германских нацистов, по сути своей, демоническая. Но подобными небылицами дело отнюдь не ограничивается.
Особую известность в широких читательских кругах приобрела переведенная и на русский язык книга близкого к масонам писателя Тревора Равенскрофта «Копье судьбы». В ней Равенскрофт рассматривает Гитлера как реинкарнацию Ландольфа Капуанского, более известного как Клингзор — одного из героев средневекового романа Вольфрама фон Эшенбаха «Парсифаль». Писатель утверждает, что вождь нации страстно желал обнаружить след своих предыдущих воплощений и увидел в этом романе о Граале некое пророческое предсказание событий, которые происходят тысячу лет спустя. Фюрер якобы верил, что все персонажи IX века воплотились в других физических телах в XX столетии.
Надо сказать, что Равенскрофт в своем произведении живописует и нечто еще более странное. Он рассказывает, как некий деревенский потомственный ясновидец Ганс Лодц приготовил для Гитлера особый травяной настой, с помощью которого тот осуществил свой первый трансцендентный опыт. И все бы ничего, но настой этот почему-то содержал корни кактуса пейотль. Помилуйте, откуда такая экзотика в немецкой сельской глубинке начала XX века! Похоже, что Равенскрофт воздал должное моде на Карлоса Кастанеду, а отнюдь не поискам истины.
Дом с горгульей
Разумеется, проверить, реальны ли подобные истории, вряд ли представляется возможным, но в потоке умопомрачительных баек оккультного толка нет-нет да и мелькнет что-нибудь более достоверное. Аргентинец немецкого происхождения Ульрих фон Кранц в одной из своих книг приводит выдержку из письма Гитлера, датированного 1938 годом. Неразборчивым почерком фюрер писал о своем детстве дословно следующее: «Я никогда не любил этот дом. Большой и тяжелый — изнутри и снаружи, — он всегда давил на меня и заставлял чувствовать глубокое раскаяние и вину непонятно в чем. Несколько раз я испытывал глубочайшие приступы ужаса, во время которых мне хотелось бежать оттуда подальше. Мне казалось, что ежечасно кто-то наблюдал за каждым моим шагом… Из угла моей комнаты я явно видел полуотбитую лапу каменной горгульи, свешивающуюся с конька крыши вниз и словно пытающуюся ухватить меня, когда я ложился спать. В детстве это очень пугало меня, признаться, мне и сейчас не по себе, когда я вспоминаю о ней».
Все дело в том, что в Браунау, родном городе Гитлера, есть дом, в котором, как известно, в детские годы жил будущий фюрер. Но на этом доме никогда не было украшения в виде горгульи. Фон Кранц с одним из коллег по писательскому цеху провел целенаправленный поиск. Им удалось выяснить, что дом с горгульей действительно существовал на окраине Браунау с очень давнего времени и при этом всегда пользовался дурной репутацией. В годы войны дом охраняло отделение СС, а в 1946 году его поджег кто-то из соседей. Развалины здания охраняют и сейчас. Вокруг стоит забор с видеокамерами, а ночью по территории бегает громадная собака, которая неизвестно где прячется днем.
Город медиумов
Надо сказать, что Браунау-на-Инне — город особенный. На первый взгляд, он представляет собой всего лишь небольшой туристический центр с населением порядка десяти тысяч человек, славящийся своими средневековыми развалинами и старинными домами. Но для людей посвященных Браунау — удивительное место, настоящая столица оккультизма, питомник медиумов. Среди спиритов из этого городка в свое время особой известностью пользовалась фрау Мокхаммес, которая в 1920 году в Вене вышла замуж за родственника кайзера Вильгельма II. По поводу сего мезальянса, несмотря на красоту невесты и свободомыслие той эпохи, поговаривали, что дело не обошлось без колдовства.
Именно из Браунау барон Шренк-Нотцинг, знаменитый парапсихолог, привозил себе лучших напарников, среди которых был кузен Гитлера.
Известно, что будущего фюрера вскормила та же кормилица, что и Вилли Шнайдера, известного медиума, объехавшего весь мир со своим братом Руди. Упомянутый Шренк-Нотцинг несколько лет наблюдал за братьями, но так и не смог уличить Вилли и Руди в мошенничестве. Их способностям не имелось рационального объяснения. Или же барон его плохо искал.
«Туле»: духи или разведка?
Адольф Гитлер якобы тоже был медиумом. По одной из версий, его возвышение началось с того, что наделенного необычными способностями ефрейтора приметили люди из тайного общества «Туле». Гитлер стал развлекать увлеченных оккультными историческими изысканиями аристократов и служителей муз своими сеансами связи с духами гиперборейских предков, а те помогли ему реализовать себя как начинающему, но перспективному политику, породив НСДАП. Впрочем, во многом это всего лишь миф.
Андрей Васильченко, ныне ведущий российский специалист в области национал-оккультизма, посвятил обществу «Туле» первую в российской историографии отдельную книгу. Правда, о каких-либо оккультных изысканиях общества Васильченко вообще предпочитает не упоминать, относя сей предмет к области слухов и сплетен. Впрочем, как отделение «Германен ордена», общество «Туле» действительно изучало Эдду (основное произведение германо-скандинавской мифологии) и германскую мифологию в целом, а руководитель общества Рудольф фон Зеботтендорф увлекался астрологией. «Туле» интересовалось модной тогда теософией, но, в отличие от самого «Германен ордена», вряд ли занималось ариософией — расистской наукой, созданной Гвидо фон Листом и Ланцем фон Либенфельсом.
При этом люди из «Туле» воздавали должное не только теории, но и практике, реальной политике. У общества в Мюнхене была своя боевая группа, одной из главных задач которой стала борьба с коммунистическим влиянием. Группа имела свое разведывательное подразделение, в котором и состоял ефрейтор Гитлер. Подразделение это, в частности, занималось сбором информации о действовавших в Мюнхене политических партиях, то есть, Гитлер в ее рамках мог заниматься тем же, чем на тот момент занимался в рейхсвере (вооруженных силах Германии). Общение с потусторонними силами в таком случае, как говорится, не представляло для Гитлера никакого интереса.
Беседы, которых не было
Пишущие о национал-оккультизме авторы высоко ценят книгу Германа Раушнинга «Беседы с Гитлером. Зверь из бездны». Особенно часто они цитируют этот фрагмент: «Гитлер проснулся среди ночи, испуская страшные крики. Он звал на помощь. Он полулежал на кровати и казался парализованным, время от времени он начинал дрожать от ужаса, который был так силен, что вместе с ним начинала дрожать и сама кровать… В другой раз Гитлер стоял посреди спальни и испуганно оборачивался вокруг себя. «Это Он, это Он! Он пришел сюда!», — стонал Гитлер. Его губы были синего цвета, пот стекал крупными каплями. Внезапно он стал произносить какие-то странные слова, непонятные звукосочетания, вдруг он начал кричать: «Там… В углу… Кто это? Кто это?». Он бил ногами по паркету и дико выл…».
Однако Васильченко и здесь не оставляет от страшных историй камня на камне. Герман Раушнинг много лет прожил в вольном городе Данциге (Гданьске), был там президентом сената, откуда перебрался в Польшу, а далее — Швейцарию, Великобританию и США. Посещая различного рода партийные мероприятия НСДАП, он вживую видел фюрера всего-то раза четыре. Что же касается долгих и доверительных бесед, то о таковых и речи не идет. Написать книгу о Гитлере Раушнингу посоветовал близкий к Уинстону Черчиллю журналист Эмери Ревес.
Книга удалась настолько, что Раушнинг в 1940 году получил британское гражданство. Тогда же отрывки из нее англичане стали использовать в радиопередачах, которые транслировались на оккупированные нацистами территории. Получилось нечто вроде Кукрыниксов по-английски — с острым оккультным привкусом. Уже по окончании войны Раушнинг попал под огонь критики и, в конце концов, осенью 1951 года заявил, что его книга написана не по следам бесед с Гитлером, а, «конечно же», стала «реконструкцией, которая была предпринята на основании различных материалов, в том числе подлинных». Полагаю, здесь комментарии излишни.