Балаш Расимович Исмайлов — в прошлом летчик, подполковник в отставке. Почти всю жизнь он прослужил на Дальнем Востоке, последние пятнадцать лет — в Хабаровском военном округе.
В настоящее время преподает в средней школе Хабаровска начальную военную подготовку. Но это его явная сторона жизни, а есть еще и тайная, о которой, правда, многие знают: он увлекается историей, но не в широком смысле слова, а в узком — Балаша Расимовича интересуют летательные аппараты древности, он их изучает, собирает всю доступную информацию, а по возможности и путешествует, чтобы своими глазами увидеть в различных музеях те экспонаты, которые привлекают его внимание как профессионального летчика.
— Как родилось ваше увлечение?
— Я всю жизнь мечтал о небе. В гражданскую авиацию не пошел из-за боязни за жизнь других людей, ведь мало ли что может случиться с техникой, а смерть в авиакатастрофе — самая страшная, потому что пассажир самолета довольно длительное время понимает, что погибнет. В военной авиации ты не отвечаешь за жизнь сотен людей, а только за свою собственную и жизнь экипажа. Служа в авиации, я не мог не задумываться о том, что же делали люди в прошлые века, когда им так же, как и мне, хотелось летать. С самого детства я интересовался старинными легендами и мифами о полетах человека. Самым первым был древнегреческий миф об Икаре и Дедале, я его прочитал лет в десять.
Для меня главным в этом мифе было то, что он повествует об извечной тяге человека к небу. А когда существует такая тяга, человек не может не стараться воплотить свою мечту. Мне кажется, конец Икара был все-таки не таким, как в мифе. Если вы помните, воск, которым были скреплены перья в крыльях Икара, расплавился от приближения к солнцу, и Икар упал. Когда я был маленьким, я в это верил. Когда стал взрослее, понял, что конец мифа придумали явно не те, кто стоял у его истоков, ведь мифы и легенды на пустом месте не рождаются, чтобы миф возник, всегда имели место какие-то реальные события. И вот когда я узнал, что чем выше от земли, тем холоднее, то понял, что ни о каком расплавлении воска и речи быть не могло. Когда я уже стал собирать информацию о древних летательных аппаратах серьезно, я с удивлением узнал, что Дедал — вообще не мифический персонаж, а историческое лицо.
О нем писал в своем труде «Метаморфозы» древнеримский поэт Овидий. Он отзывался о Дедале как об искусном архитекторе и изобретателе. Значит, изобретение все-таки было!
— Почему вы так решили? Разве поэт не мог просто пересказать известную легенду?
— Мог, конечно. Но то, что Дедал — по Овидию — четко осознавал сильные и слабые стороны своего изобретения, для думающего человека говорит об очень многом. Прежде всего, это указывает на то, что речь не может идти о мифе. Для любого мифа типичным является деление на плохих и хороших героев, миф всегда идеализирует объекты и события, придает им только определенный набор свойств: либо положительные, либо отрицательные. Ни в одном мифе герой не будет говорить о своих ошибках и заблуждениях, не будет детально разбирать особенности чего бы то ни было. Дедал резко выбивается и ряда мифических героев именно детальным разбором собственного изобретения. Это понимание и подтолкнуло меня к мысли, что тут все не так просто, как мы все думали раньше.
— И что было потом?
— Потом я засел за книги, стал изучать все, что попадалось под руку. В 80-90-е годы это было довольно трудно, гарнизонные библиотеки были не то что бедны, они были просто убоги. Когда появился Интернет, стало намного легче. Блуждая по недрам всемирной сети, я натолкнулся на сообщение Международной академии изучения санскрита. Там говорилось о древней индийской рукописи «Самаранга Сутрадхара», в которой упоминалось о многочисленных полетах человека при помощи неких аппаратов, которые назывались виманы. Это слово произошло от санскритского понятия, означающего «небесная колесница». Виманы были из металла, листы которого очень тщательно подгонялись друг к другу, причем, судя по тексту, при помощи сварки. В движение они приводились «управляемым огнем из стальных емкостей». Звук у них тоже был весьма примечательным — он был подобен реву льва, а о путешественнике внутри вимана говорилось, что он «мог передвигаться по воздуху так высоко, что казался жемчужиной в небесах». Для управления ими нужно было знать тридцать два «секрета».
Потом я узнал и о другой индийской рукописи — «Виманика Шастра». Это был раздел объемного трактата «Янтра-сарвасва» (энциклопедия машин), автором которой считается мудрец Бхарадваджья, о котором упоминается в «Махабхарате». «Виманика Шастра» была найдена в 1875 году в одном из храмов Индии. По мнению ученых, этот трактат был написан в IV веке до нашей эры на основе еще более ранних текстов и являлся чем-то вроде практического пособия для построения и эксплуатации виманов. В этом трактате тоже были описаны летательные аппараты и приборы на них, только более детально. По этим описаниям легко можно узнать приборы, выполнявшие функции фотоаппарата, радара, прожектора и т.д. Судя по всему, эти приборы использовали энергию солнца. Имеются и описания различного вида оружия, причем обладающего разрушительной силой. Любопытно, что довольно много места в трактате отведено описанию одежды пилотов и даже их диете. Виманы так же описывались и в более известных индийских эпосах — в «Рамаяне» и «Махабхарате». Только в последнем эпосе содержится сорок одно место, где упоминаются виманы. Кстати, о виманах есть не только упоминания в древних текстах, имеется и их изображение — в пещерах храма Елолора в Индии.
— Получается, что в те далекие времена люди умели обращаться с металлом на уровне современных технологий?
— Да, получается, что так. В 1875 году это произвело фурор, особенно если учесть уровень технологии XIX века и полное отсутствие самолетов, которых, как говорится, еще даже в проекте не было. Эксперты и в тот год, и уже в наше время признали рукопись подлинной. Что касается металла, то ему была посвящена в трактате особая глава. Металлов было упомянуто три вида: саундалика, мауртхвика и сомака. Говорилось и о сплавах, которые могли выдерживать очень высокие температуры. Другая глава была посвящена оптике — зеркалах и линзах, которые могли устанавливаться на борту виманов для визуальных наблюдений. Их было семь. Одно называлось «Зеркало Пинджулы» и предназначалось для защиты глаз пилотов от ослепляющих «дьявольских лучей» противника. Кстати, источников энергии, приводимых виманы в движение, тоже было семь, и их можно было использовать как бы по очереди, переключая двигатель с одной энергии на другую.
Самих виманов было четыре типа: Рукма Вимана, Сундара Вимана, Трипура Вимана и Шакуна Вимана. Первые два имеют коническую форму и три «яруса», во втором — помещение для пассажиров. Трипура Вимана — более крупный «самолет», который еще к тому же может использоваться и как подводный аппарат. Шакуна Вимана — самый сложный в техническом и конструктивном отношении. Все четыре типа имели вертикальный взлет и могли, кроме всего прочего, парить в воздухе как дирижабли и совершать зигзагообразный полет. Любопытно, что в трактате имеется не только описание «самолетов», но и правила техники безопасности — меры предосторожности при долгих полетах, меры защиты от молний и штормов и т.п. На своих виманах древние индусы летали не только над Индией, но и по всей Азии и, как утверждают старинные тексты, даже над океаном.
— Это все так невероятно, что хочется задать иронический вопрос: может, эти виманы еще и в космос летали?
— А вы не иронизируйте! Потому что в индийских текстах говорится о космических городах, которые как громадные орбитальные станции вращались вокруг Земли.
Понятное дело, что я употребляю современные термины, аналогичные по смыслу использующимся в манускрипте. Сообщение между Землей и орбитальными станциями осуществляли виманы. Некоторые из них могли перевозить тысячу и более человек, а другие — только одного человека. Буквально несколько лет назад в тибетском Лхасе китайские историки нашли документ, написанный на санскрите, который передали в университет индийского города Чандигарха для перевода. Так вот в этом манускрипте, как сообщила профессор Рут Рейна, сделавшая перевод, содержатся указания, как строить межзвездные корабли, использующие для движения принцип антигравитации. Про антигравитацию в древнем документе говорится, что это «центробежная сила, достаточно мощная, чтобы противодействовать земному тяготению».
— Есть что-то в древнеиндийских эпосах, к чему вы относитесь с недоверием?
— Ну, не то чтобы с недоверием, просто я материалист, и ко всему подхожу, прежде всего с технической точки зрения, с точки зрения современного профессионала: может быть или не может. Например, эпосы утверждают, что для строительства неразрушимого летательного аппарата требовалось совершение определенных оккультных ритуалов и произнесение мантр. Что виманы могли делаться невидимыми после проведения определенных манипуляций. Что пилот якобы мог изменять внешний вид вимана, придавать ему для маскировки вид облака, для устрашения противника — форму льва или тигра, а то и облик прекрасной женщины. Тут уже, видимо, не для устрашении, а для отвлечения внимания. Я не берусь утверждать, что всего этого не было, потому что знания древних — для нас терра инкогнита, Бог их знает, что они там на самом деле могли. Но мне кажется, что дело не в возможности настоящего изменения формы виманов, а в гипнотическом воздействии пилотов на противника.
— В других странах тоже находили подобные тексты?
— Находили и продолжают находить. Подобные тексты были найдены в пакистанском Мохенджо-Даро, на острове Пасхи, в Китае. Китайские документы очень интересны. Их можно рассматривать даже как что-то вроде исторической хроники экспериментальной авиации. Самые «молодые» датируются 2000 годом до нашей эры. В одном из таких документов я прочитал, что в 1766 году до нашей эры император Ченг Танг приказал соорудить летающую машину, и она была создана. Однако позже император распорядился, чтобы ее уничтожили. Видимо, боялся, что секрет полета попадет в руки другим народам. Очень интересны описания поэта Чу Юна, жившего в 3 веке до нашей эры. Он описал летательную машину, на которой он лично пролетел над пустыней Гоби.
Описание летательных аппаратов имеются и в устном народном творчестве народов Непала. В непальских эпосах говорится о том, что секреты полета были известны лишь так называемым яванас — светлокожим людям с востока средиземноморья. Видимо, речь идет, в том числе, и о древних эллинах, в мифах которых, кроме мифа об Икаре, есть и другие упоминания о полетах человека при помощи неких вспомогательных средств. Есть упоминания о полетах на летательных аппаратах и в древнем Вавилоне. В древневавилонском своде законов «Хальката», например, говорится, что «управлять летающей машиной — это великая привилегия. Знания о полете — одни из наиболее древних, они — дар богов древности, предназначенный для спасения жизней». Упоминания о летательных аппаратах имеются и в древневавилонском «Эпосе об Этане», написанном две с половиной тысячи лет до нашей эры. Там, правда, говорится, что шумерский царь летал на спине гигантского орла. Что это был за орел — вымершая ныне гигантская прирученная птица или же с орлом авторы эпоса сравнили самолет — неизвестно, но примечательно другое: в эпосе описывается то, что летевший на «орле» человек видел сверху. Причем описывается так, как невозможно было бы описать даже с самого высокого дерева или скалы: упоминается атмосферная дымка, перспективные искажения, цветная мозаика засеянных разными культурами полей, реки-ниточки и многое другое, что я, летчик, постоянно видел из кабины самолета. Эти описания похожи на словесный портрет местности, который мы составляли в училище, летая над различными местностями и ландшафтами.
— А зачем вы это делали?
— Это входило в программу обучения: вдруг откажут бортовые фотоаппараты? Самое невероятное, что похожие по степени точности характеристики местности стали доступными лишь в 50-х годах прошлого века благодаря возможности полетов на значительной высоте. В еще одном вавилонском манускрипте, «Сильфр-ала», говорится уже не о гигантском орле, а о летательном аппарате, причем приводится его детальное описание. Об этом хорошо написал в своей книге Рене Ноонберг. Есть подобные тексты и в Полинезии. Местные легенды гласят о светлокожих людях, прибывших с запада на «сверкающих лодках», которые «плыли над морем». Опять светлокоже люди — как и у непальцев. У народов других островных групп также имеются легенды о «летающих каноэ».
— А что выскажете о легендарном «колумбийском самолетике»?
— Это одна из самых интересных находок, подтверждающая, что в древности люди умели летать. «Колумбийский самолетик» — это золотая четырехсантиметровая фигурка. Точнее, он не один, их целая эскадрилья — таких фигурок найдено тридцать три штуки! Эти находки были сделаны в XIX веке не только на территории Колумбии, но и в Перу, в Коста-Рике и Венесуэле, т.е. в разных местах, что говорит об их широком распространении. Обычно они датируются 500-800 годами до нашей эры, однако точно определить возраст золотых изделий, как известно, очень сложно и датировка может оказаться неточной. Фигурки заняли свое место в музеях и долгое время их считали зооморфными изображениями. Так считали вплоть до первой трети прошлого века, потому что людям было просто не с чем сравнить — самолетов-то еще не изобрели! А вот когда изобрели, то увидели, что хоть внешний вид этих фигурок и различен, но общим является принципиальная конструкция самолета с горизонтальным и вертикальным оперением киля.
Самое интересное, что первым на это сходство обратил внимание не летчик, а ювелир Эммануэль Стауб. Скептики же продолжают утверждать, что эти «самолетики» — не что иное, как изображение давно вымерших животных. Они так считают потому, что на многих «самолетиках» изображены глаза, зубастые пасти. Однако эксперты, в том числе известный американский биолог, писатель и натуралист, прославившийся трудами по криптозоологии и снежному человеку, Теренс Сандерсон, которому Стауб послал копию «самолетика», утверждают, что их ни в коей мере нельзя отождествлять ни с одним из известных науке представителей как ископаемой, так и современной фауны планеты. На том простом основании, что ни у одной птицы нет на хвосте вертикального оперения! Ученые на этом не успокоились и решили привлечь к делу авиационных экспертов. Им были высланы копии фигурок, и все эксперты из разных стран, не зная друг друга, в один голос заявили, что перед ними модели самолетов. Авиаторы идентифицировали в фигурках кабину, фюзеляж, крылья, стабилизаторы, киль.
Одним из экспертов был эксперт по самолетостроению Джек Ульрих Аллрич. Он утверждал, что перед ним некая модель, напоминающая современные истребители и способная двигаться со сверхзвуковой скоростью — 1185 километров в час. В других аналогичных фигурках эксперты по авиатехнике увидели модель «субакваплана» — подводного самолета, модель грузового воздушного судна разового использования для посадки на воду, модель аэрокосмического самолета с откидывающейся кабиной и некоторые другие виды самолетов.
— А что это была за история с испытанием фигурок в аэродинамической трубе?
— О, это интереснейшая история! В 1956 году «колумбийский самолетик» и его «собратья» экспонировались на выставке «Золото доколумбовой Америки» в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Авиаконструкторы одной американской фирмы тут же обратили внимание на дельтовидное крыло этой фигурки и вертикальную плоскость хвостового оперения. На то, о чем и говорил Сандерсон. Они как-то там договорились с дирекцией выставки и провели испытания «самолетика» в аэродинамической трубе. Неожиданно выяснилось, что «самолетик» лучше всего ведет себя на сверхзвуковых скоростях, изучение которых было в самом разгаре. Стали думать, почему, и пришли к выводу, что «виновато» дельтовидное крыло и высокая вертикальная плоскость хвостового оперения. Были подключены специалисты из конструкторского бюро фирмы, и в итоге был создан лучший на тот период сверхзвуковой самолет. Фирма называлась «Локхид».
Были и другие испытания аэродинамических свойств «колумбийских самолетиков», после которых даже самые упертые скептики признали, что это не птички и не летающие рыбки, а самолеты. В Германии в 1996 году двое любителей авиации и авиамоделирования — Петер Белтинг и Альгунд Энбом — создали увеличенные в шестнадцать раз копии колумбийских фигурок. Одна копия была снабжена обычным пропеллером, другая — реактивным двигателем и обе — радиоуправлением. Испытание было широко разрекламировано, пригласили авиаторов, историков, археологов, даже зоологов не забыли. Потрясены были все: копии колумбийских находок обладали великолепными аэродинамическими свойствами, с легкостью выполняли такие фигуры высшего пилотажа, как бочка и мертвая петля. Они обладали прекрасной маневренностью и даже с выключенным двигателем свободно планировали в воздухе.
— Если некоторые фигурки были найдены и в Перу, то, может, именно с таких летательных аппаратов руководили создателями загадочных линий на плато Наска?
— Многие исследователи авиации древних людей склоняются к такому мнению. Я тоже придерживаюсь этой точки зрения. Но самое удивительное в этих самолетиках не их аэродинамические свойства, а значки, что на них нанесены. Они поразительно напоминают финикийскую письменность. Это, на мой взгляд, говорит о том, что люди древности имели воздушное межконтинентальное сообщение, иначе каким образом на южноамериканских предметах финикийская письменность? И еще один вопрос меня мучает: где южноамериканские индейцы могли видеть прообразы для своих поделок?
— А как вы можете прокомментировать найденные в Египте изображения самолетов и вертолетов?
— Как это можно прокомментировать? Только так, что в то время наши предки были, несомненно, знакомы с авиацией. Пока люди в наше время не изобрели вертолет, изображение этих летательных машин считали бессмысленными значками, точнее, их не могли расшифровать. Их еще в 1848 году обнаружили в храме Сети Первого в Абидосе. Изображения «вертолетов» были расположены прямо над входом в храм, практически под самым потолком, на высоте порядка десяти метров. В этом храме вообще было очень много загадочных изображений, которые ставили в тупик египтологов. В XIX веке их считали древними механизмами, и только в наше время ученые пришли к выводу, что это изображение вертолетов, причем данных в разных ракурсах. Авиаторы четко различают фюзеляж, несущий винт, лопасти, хвостовое оперение.
Рядом с вертолетами были найдены изображения других летательных аппаратов, удивительно похожих на современные сверхзвуковые истребители и тяжелые стратегические бомбардировщики. Получается, что древние египтяне пользовались боевой авиацией? Именно такой вопрос, кстати, задала лет десять назад одна очень солидная арабская газета «Аш Шарк аль— Аусат», когда опубликовала фотографии из храма в Абидосе. Началась шумиха, кто-то даже стал объяснять военные успехи фараона Сети Первого применением авиации, кто-то кричал, что это все досужие вымыслы. Тогда странные изображения начал изучать известный египтолог Алан Элфорд. Он составил убедительное заключение, что на стене храма изображены действительно вертолеты, причем с такой точностью, словно древний художник делал изображения с натуры. Подобные изображения были найдены и в Карнакском храме. Потом кто-то из египтологов вспомнил еще одну любопытную деталь: одним из имен фараона Сети Первого было «пчела». Почему пчела?
Может, потому, что ему было на чем летать? Разгорелся очередной скандал, в него включился ярый сторонник внеземного происхождения древнеегипетской цивилизации всемирно известный уфолог Ричард Хогланд. Он утверждает, что египтяне произошли от некогда посетивших Землю марсиан. Мол, Древний Египет был своим ландшафтом удивительно похож на Марс, и потому марсиане именно там и высадились. Нелепость, скажете? Я тоже так считал, пока автоматические исследовательские станции США, посланные к Марсу, не сняли там «пирамиды» и «лицо сфинкса». Но дело в том, что в храме Сети Первого нашли не только изображения вертолетов и тяжелых бомбардировщиков, но и изображение субмарины. Причем тоже со свойственной египтянам точностью, с маниакальным желанием прописывать все детали. В итоге ученые оказались от разгадки тайны изображений еще дальше, чем были когда-либо. Ведь на Марсе нет морей. Однако последние исследования говорят, что вода на Марсе есть. Третьи исследователи утверждают, что древнеегипетские жрецы умели либо путешествовать во времени и в нашей эпохе «подсмотрели», как выглядят вертолеты, самолеты и подводные лодки, либо обладали экстрасенсорными способностями, в частности, ясновидением и способностью заглядывать в будущее.
— А вы к какому мнению склоняетесь?
— Я не очень верю в инопланетян, мне кажется, что эти самолеты, вертолеты, колумбийские, индийские, египетские и прочие — наследие древней, сгинувшей куда-то земной цивилизации. В путешествия во времени тоже не очень верю. Если египтяне путешествовали на машине времени, чего бы им и современные морские суда не изобразить или баллистические ракеты? Мне больше нравится версия историка Уильяма Дейча, что Тутанхамон погиб в результате авиакатастрофы. Об этом говорят повреждения его костей. Правда, Дейч говорил о воздушных шарах, я же думаю, что фараоны летали на более совершенных аппаратах. Кстати, многие египетские мумии имели повреждения костей, которые можно получить, только упав с большой высоты.
— Говорят, в Египте нашли и «брата» колумбийского самолетика?
— Да, его обнаружили в захоронении Па-ди-Ильмен, в гробнице Задоиага в 1898 году. Возраст находки определяется двумя тысячами лет с хвостиком. «Самолетик» экспонируется в Каирском историческом музее. Он небольшой, сантиметров пятнадцать в длину, сделан из очень прочного и твердого дерева. Он очень похож на колумбийские фигурки, с такими же крыльями и вертикальным оперением киля. Ученый Халил Мессиха в 1969 году снабдил точную копию деревянной фигурки моторчиком и пропеллером. В результате модель смогла развить скорость 105 километров в час. Потом, после испытания, египтологи стали копаться в запасниках музея и нашли там еще четырнадцать аналогичных древнеегипетских «самолетиков».
— Какой из всего этого можно сделать вывод?
— Трудно допустить, что люди, жившие в разные времена и в разных местах, дают одинаковые описания, сговорившись. Видимо, авиация древних существовала, и мне бы очень хотелось, чтобы ею занимались не исследователи-одиночки, а создавались специальные научно-исследовательские институты. Пора уже посмотреть правде в глаза и признать, что мы вообще ничего досконально не знаем из своей истории.