Управление перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA), объявило конкурс на разработку имплантируемого биосенсора.
Предполагается, что, будучи введенным под кожу, сенсор сможет в реальном времени аккуратно измерять важнейшие параметры организма солдата, включая уровни кортизола (гормон стресса), гистамина и других сигнальных веществ, связанных с реакцией иммунной системы на токсины.
Ясно, что польза от таких имплантатов велика. Военврач может иметь доступ к самой точной информации о здоровье бойца прямо посреди взрывов и стрельбы. Да и в более спокойной обстановке не придется заботиться о сборе образцов и методах их вывоза в лабораторию для анализа, не нужно думать о возможности потери транспортника со всеми анализами разом.
Ведь для солдата каждая минута на счету, и пересдавать анализы может оказаться некому. Но не только врачи, командиры и сами солдаты смогут узнавать много полезного и нового. Так, начальники будут следить за показаниями эндокринной системы, то есть понимать, насколько переносим выбранный ими график физических тренировок для всех и каждого.
А данные о хронических воспалениях, полученные по уровню гистамина, могут освободить бедолагу от дальнейшей службы в «морских котиках». Более того, по таким маркерам можно судить, как солдат высыпается или насколько выбранная диета идет на пользу его физическому развитию.
Разумеется, биосенсор — это лишь самая последняя идея, высказанная вслух. DARPA уже работает над проектами биомаркеров, способных показывать, как усваиваются витамины и минералы, полученные с едой. А частью другой программы, намеревающейся придать каждому солдатику максимально возможную физическую форму, является исследование, посвященное влиянию генов на врожденные физические способности. В этой работе DARPA пытается манипулировать клеточными митохондриями для поднятия уровня обеспеченности тела энергией.
Очевидно, что один только биосенсор не сделает солдата сильнее, тверже, умнее. Но в DARPA понимают, что такой датчик может представить всю необходимую информацию, чтобы боец имел все возможности стать «суперсолдатом», и это без иронии.
Лишь бросив клич, DARPA получило в США сразу несколько впечатляющих предложений по развитию проекта. Так, команда из Университета Клеменсона, уже имеющая финансовую поддержку Пентагона, осторожно предложила начать с разработки сенсора, который, будучи имплантированным хотя бы на короткое время, отслеживал бы состояние раненых. Другая группа, из Университета Тафтса, полагает, что биосенсор нужно сделать из шелка, который «будет проще вживить в тело».
В действительности биосовместимость считается одной из самых основных проблем, над которой необходимо думать с самого начала. Каким бы хорошим ни был биосенсор, какими бы функциями ни обладал, он все равно ничего не измерит, если будет «выдавливаться» окружающими тканями. Поэтому совершенно естественно, что одним из главных требований DARPA является высокая биосовместимость, дабы не приходилось перевшивать сенсор всякий раз, когда ему сильно захочется наружу.