Для большинства ныне живущих людей, рожденных в СССР, тройной одеколон прочно ассоциируется с помятыми, синюшными физиономиями забулдыг, а сам «напиток» — как дешевый парфюм для плебеев и алкоголиков. Лет триста тому назад тройной одеколон — брат-близнец Кельнской воды — был самым изысканным парфюмерным средством для европейских мужчин.
Вода из немецкого города Кельна, Kölnischwasser или, на французский лад, eau de Cologne, несмотря на то, что дала имя одеколону, — в течение долгого времени не была средством парфюмерии.
Некоторые исследователи приписывают изготовление растворов ароматических масел в виноградном спирте парфюмерам из Флоренции. По одной легенде, секрет кельнской воды итальянскому парфюмеру Джованни Паоло де Феминиса раскрыл некий араб, которого итальянец приютил у себя и за которым ухаживал до конца его дней. Перед своей смертью Джованни передал тайну «одеколона» своему немецкому тезке Иоганну.
13 июля 1709 года в Кельне была основана старейшая парфюмерная фирма в мире G.B. Farina, которая сейчас называется Johann Maria Farina gegenüber dem Jülichs-Platz GmbH (ООО «Иоганн-Мария Фарина напротив Юлихьсплац»). В 1709 году итальянский аптекарь Иоганн-Мария Фарина (1685-1766) на основе масел лимона, апельсина, бергамота, мандарина, лайма, кедра, грейпфрута и смеси некоторых трав создал туалетную воду, которую в честь приютившего его города назвал «водой из Кельна». Тот первый «одеколон» Кельнская фирма выпускает и сегодня по старинному и неизменному рецепту.
Долгое время о туалетной воде за пределами этого немецкого города мало кто знал в Европе. В Семилетнюю войну (1756-1763) в Кельн вошли французские войска под командованием графа Клермона. Благодаря военным «кельнская вода» быстро стала популярной в Париже и во всей Франции. Дело в том, что тогдашние европейцы вообще, и французы в частности, не страдали от избытка гигиены. Вонь от немытых тел европейцы пытались замаскировать запахами кельнской воды. Об этом есть пронзительно-правдивые строки в экранизированном бестселлере «Парфюмер» Патрика Зюскинда
В изданной в XIX веке «Энциклопедии парфюмерии» Ойгена Риммеля про кельнскую воду можно прочитать следующее: «Она легко доступна для изготовления в любом месте, так как все входящие в ее состав вещества доставляются с юга Франции или из Италии. Ароматическая составляющая кельнской воды представляет собой композицию эссенций из цветов, листьев и кожуры горького апельсина, а также других деревьев семейства цитрусовых, которые хорошо смешиваются между собой и образуют гармоничное сочетание. Туалетный уксус представляет собой более рациональный вариант кельнской воды и используется вместо бальзамов и винного уксуса».
Кельнская вода, или одеколон, использовалась в качестве чудодейственного эликсира, который исцелял от всех недугов. К флакону прилагалась инструкция: «Эта чудодейственная вода является средством против яда, предохраняет от чумы, лечит желтуху, катар, обмороки, колики в животе, боку и груди, исцеляет от ожогов, придает силы женщинам при родах, способствует откашливанию, а также ослабляет звон в ушах, прибавляет красоту, так как делает кожу гладкой и наделяет ее прекрасным цветом».
Спрос на eau de Cologne возрастал в периоды эпидемий чумы и холеры. Западные медики не ошибались, травяная настойка на спирту с ароматическими маслами обладала антисептическими и дезинфицирующими свойствами. При этом кельнская вода практически ничем не пахла.
Лечебное средство кельнская вода превратилась в современный одеколон, который принимают во внутрь только завзятые алкоголики, во многом благодаря Наполеону. В 1810 году император Франции издал декрет, в соответствии с которым от аптекарей требовалось открыть рецепты всех лекарственных средств. Дабы избежать раскрытия секрета производства кельнской воды, изготовители Kölnischwasser превратили медицинский препарат в ароматическую или туалетную воду. Для этой цели в нее добавили некоторые ароматические вещества и получили стойкое парфюмерное средство с очень приятным запахом.
Наполеон Бонапарт пользовался одеколоном только парфюмерной фирмы «Фарина». Пользовался — это не то слово. Наполеон не только брызгал одеколон на подмышки и щеки, но и употреблял его внутрь: полоскал горло, капал на сахар, с которым пил чай, добавлял в ванну. Можно встретить даже такие сумасшедшие цифры — Бонапарт заказывал до 60 флаконов «одеколона» в месяц, или дюжину флаконов в день. Обретя новые парфюмерные качества, средство не утратило своих старых лечебно-профилактических свойств.
Кельнская вода, попавшая в Россию вместе с наполеоновским нашествием, содержала в определенных пропорциях три основных компонента: лимон, бергамот и розмарин. Так в нашем любезном Отечестве появилась своя кельнская вода, которую назвали тройным одеколоном. Тройным — по числу составляющих его компонентов.
Об утерянной связи средства парфюмерии с лекарством свидетельствуют места его продажи. До Первой мировой войны, зайдя в русскую москательную лавку, можно было приобрести «о-де-колон». Бывавшие в Европе знают, что тамошние магазины парфюмерно-галантерейных и аптекарских товаров зачастую торгуют непривычным для бывших советских граждан товаром. Революция многое изменила в быте и образе жизни. И когда иностранные аристократы перестали пить одеколон, за него принялись наши выпивохи.
Среди произошедших метаморфоз и эта. Доступная цена (в два раза дешевле водки), отсутствие дефицита (продавался в любое время в промтоварных магазинах и аптеках) и высокое (до 64 процентов) содержание спирта превратили тройной одеколон в народный напиток.
Игорь Буккер