В рассказах путешественников, натуралистов, миссионеров, побывавших в различных труднодоступных уголках Земли, постоянно встречаются сообщения о существовании деревьев-убийц, деревьев-людоедов. О леденящих душу ужасах из жизни растительного мира повествуют и легенды аборигенов. Немецкий естествоиспытатель доктор Карл Лихе во время своего путешествия по Мадагаскару стал свидетелем того, как плотоядное дерево живьем сожрало женщину.
Дерево это, высотой 2,5 м с широким и толстым стволом в форме ананаса, было увенчано странным для растения образованием. На самой верхушке торчали 3-4-метровые листья, заостренные, как ножи. Между ними были расположены две внушительных размеров «тарелки», вогнутой стороной обращенные друг к другу, — нечто вроде громадных раскрытых ладоней, готовых в любой момент сомкнуться. Вверх и во все стороны от «тарелок» тянулись зеленые «щупальца»-лианы длиной около 2,5 метров. Помимо «щупальцев» были еще и змеевидные белые лианы, которые непрерывно извивались, словно стараясь схватить невидимую жертву.
По свидетельству натуралиста, у этой странной мадагаскарской «пальмы» аборигены устроили жертвоприношение. Сначала дикари молились и совершали вокруг дерева ритуальные пляски. Потом они выбрали из толпы молодую женщину, которой отводилась роль жертвы, и начали теснить ее к дереву, причем все это сопровождалось криками и пинками. Женщина подчинилась толпе и подошла к «пальме», а потом быстро вскарабкалась вверх по стволу и принялась пить липкий густой сок, который выделяли «тарелки» на верхушке дерева. Напившись сока, она, по-видимому, впала в транс. В это время белые и зеленые лианы уже совершали свои ужасные и таинственные движения, все больше приближаясь к телу опьяненной женщины. Наконец она оказалась в плотном клубке присосавшихся к ней гибких и прочных «щупальцев». Гигантские «тарелки» начали медленно и неотвратимо сжиматься, сдавливая жертву. Раздались стоны, крики агонии; брызнула струя отвратительной жидкости, в которой смешались человеческая кровь и ядовитый сок дерева. Затем вниз шлепнулись внутренности… Было явственно слышно бульканье крови: это дерево утоляло свою чудовищную жажду…
Карл Лихе отмечает, что кровожадное дерево было хорошо известно местным жителям, в которых оно вселяло ужас, — Мадагаскар издавна называли «землей дерева-людоеда». Однако ученые так и не смогли получить образцы этого уникального чудовища царства флоры.
В Южной Африке есть дерево, которое на языке зулусов называется умдглеби — «зловещее». Оно источает смертоносный газ и отравляет все живое в округе. Установлено, что это газ угольной кислоты; дерево обладает уникальной способностью получать его из почвы. Умдглеби постоянно окружено облаком ядовитых испарений, вдыхая их, человек испытывает жестокую головную боль, у него начинается горячка, а затем наступает быстрая смерть.
Это дерево вызывает у зулусов священный трепет, они приносят ему кровавые жертвы.
Люди не создают поселений там, в где растет смертоносное умдглеби. И в то же время их тянет к нему с какой-то неодолимой силой. Аборигены считают, что плоды умдглеби — большие черные стручки с красными наконечниками — могут излечивать от отравления, и собирают их во время священных ритуалов.
В Центральной Америке с ее девственными тропическими лесами есть свои растительные монстры, питающиеся живыми существами. Одно из них напоминает большой толстый кактус, но покрыт он не иголками, а острыми кинжалами. Как только неосторожный путник оказывается рядом с ним, зеленые ножи мгновенно зажимают жертву и буквально пригвождают к стволу (удивительная реакция растений, более быстрая, чем у животных!). Живые кинжалы прокалывают тело человека, давят его, как лимон, из порезов обильно сочится кровь, которую вампир быстро впитывает через кору.
В Никарагуа (Центральная Америка) растут деревья — «пожиратели собак». Одно такое дерево встретил натуралист Дж. Данстен, когда в поисках редких растений бродил по тропическому лесу. Ученого сопровождал верный друг — небольшая собачка.
На какое-то время Данстен отвлекся, а затем неожиданно услышал отчаянный лай своей собаки. Он бросился на помощь и застал кошмарную картину. Животное было оплетено целой сетью корней и длинной черной лианой; они душили пса, а лиана уже успела проколоть шкуру животного и высасывала его кровь…
С огромным трудом натуралисту удалось разрубить страшную сеть и вызволить собаку. Местные жители, которым он рассказал об этом происшествии, сказали ему, что пес еще хорошо отделался: обычно растение, которое они называли «дерево-змея», в мгновение ока вытягивает все соки из тела животного, так что уже через пять минут спасти его невозможно.
Еще один случай произошел в горах Сьерра-Мадре в Мексике, где путешественник стал свидетелем жуткой сцены. Неосторожная птица села на ветку дерева-вампира, а та, как живая змея, обвила кольцами жертву и смяла ее, жадно впитывая выступившую кровь. Через некоторое время дерево сбросило на землю абсолютно сухой трупик.
Путешественник решил проверить на себе реакцию дерева. Он коснулся одной из веток, и она в мгновение ока стиснула его руку мертвой хваткой. Незадачливый исследователь смог вырваться, лишь оставив на память «людоеду» кусок своей кожи.
В 1970 году бразильский естествоиспытатель Мариано да Сильва в тропическом лесу на границе между Бразилией и Гайяной обнаружил дерево, которое питалось сырым мясом. Дерево добывало пропитание, привлекая к себе обезьян особым запахом. Вдыхая его, животные впадали в транс и в этом состоянии карабкались по стволу наверх. Там-то и наступал их смертный час: листья на верхушке дерева смыкались над неосторожными животными, так что они оказывались как бы завернутыми в плотный кокон. Обезьяны не успевали издать ни звука и погибали в полном молчании, как будто пребывали в сладкой истоме или погружались в летаргический сон. В течение трех дней монстр переваливал добычу, а затем, как это обычно бывает у зеленых вампиров, сбрасывал на землю чисто «обглоданные» кости…
Когда в начале XVIII века в Европу пришли первые сообщения о растениях-убийцах, ученые не поверили им. Однако уже в 60-х годах ботаники привезли несколько экземпляров одного такого растения. Это была венерина мухоловка — крошечный вампир, который ловит и пожирает насекомых. Когда жук или муха, привлеченные запахом цветка, попадают на вогнутые «ладошки» венериной мухоловки, они моментально захлопываются, а розовые волоски на краях зеленых ловушек не дают насекомому ускользнуть. В тропических лесах растет гигантский аналог венериной мухоловки. И охотится она не на мух, а на животных.
Ученые до сих пор не получили возможности изучить многие виды растений-хищников. Некоторые из них описаны лишь в дневниках путешественников. Науке еще предстоит разобраться с этими монстрами царства флоры, которые по существу являются своеобразной переходной ступенью между растениями и животными.
Мы привыкли считать растения неподвижными, а вампиры зеленого мира демонстрируют сложнейшие виды движений, часто более стремительных и ловких, чем у большинства животных. Они обладают, как минимум, охотничьими и пищеварительными рефлексами, способны затаиваться в ожидании жертвы и удалять отходы жизнедеятельности. Порою кажется, что они обладают сознанием, хотя и разрушительным.
Растения-вампиры — одна из удивительных загадок природы. Если человеческий вампиризм относится к области легенд, то вампиризм растительный — доказанный научный факт.
Происхождение деревьев-людоедов кажется мистическим. Если эти представители флоры появились в результате эволюции, тогда для сохранения вида им все время требовалась живая теплая кровь и плоть млекопитающих. Но человек и животные достаточно осторожны, чтобы быть постоянной жертвой зеленых вампиров. Откуда же в таком случае деревья-людоеды получают необходимые им питательные вещества? Поскольку невозможно представить, что находятся добровольцы, готовые жертвовать собой во имя сохранения видов этих тропических монстров, следует предположить, что у них существуют иные, альтернативные, способы добывания пищи. И это еще одна загадка растений-убийц.