Многие обнаруженные в Мексике артефакты изготовлены с применением сложнейших технологий, владеть которыми могли лишь высокоразвитые цивилизации.
В этом я смог убедиться, побывав в латиноамериканской стране в составе экспедиции, организованной под эгидой Фонда развития науки «III тысячелетие». В Национальном музее антропологии и истории в Мехико среди ручных и довольно простеньких поделок нам бросился в глаза небольшой — сантиметров десять в диаметре — диск из обсидиана, очень похожий на современный компакт-диск (который чаще называют CD-диск или просто CD), только чуть толще.
На первый взгляд, ничего необычного. И край диска местами не очень ровный, и процарапанные на плоскости окружности «гуляют» из стороны в сторону. Но какова сама плоскость диска!
К сожалению, все подобного размера экспонаты находятся за стеклом, и проверить инструментами точность, с которой изготовлена плоскость, невозможно. Но человеческий глаз сам по себе очень неплохой измерительный инструмент. Он сразу заметит на плоской поверхности любой изъян. На диске же неровностей вообще нет!
Хрупкий материал
Обсидиан — вулканическое стекло. Очень удобный материал для простой обработки благодаря своей хрупкости. Даже при несильном ударе он раскалывается так, что образуются острые кромки. Ими легко разрезаются мягкие материалы — например, кожа, мясо, некоторые виды растительности. Если аккуратно, то можно разрезать материалы и потверже, например дерево. А хороший мастер из обсидиана сделает не только ножи, но и более тонкие инструменты, которые можно использовать в качестве лезвия, шила или даже иголки.
Однако стекло есть стекло. Оно легко колется. Но колется так, что ровных плоскостей — таких, как на диске, — не образуется. Так что получить подобную плоскость простым раскалыванием куска не удастся. Для этого нужны совсем другие технологии обработки: обсидиан для начала надо распиливать или разрезать. А потом еще и полировать — ведь поверхность диска отполирована.
Здесь-то и начинаются весьма серьезные проблемы. Дело в том, что обсидиан легок в обработке, когда используется простое скалывание материала. А вот его резка или распиловка — задача отнюдь не из простых. Твердость обсидиана на уровне привычных нам стальных ножей и напильников. Но для обработки требуются материалы потверже — инструмент из более мягкого материала будет стачиваться сам.
Мы заезжали в мастерскую по обработке обсидиана близ знаменитого археологического комплекса Теотиуакан. Она находится при сувенирном магазине, и туристов туда привозят специально. Вовсе не для повышения знаний в области обработки материалов, а для того, чтобы никто не удивлялся высоким ценам на предлагаемые там же сувениры. Ведь каждый может собственными глазами увидеть, как нелегко изготовить поделку из неподатливого материала.
Для его обработки используют твердые абразивные диски, вращающиеся с большой скоростью специальным оборудованием либо инструментом, напоминающим электродрель. При желании им можно изготовить и такую же ровную плоскость, как на CD-диске из музея.
Но подобных инструментов у индейцев в древности быть не могло. Как, впрочем, не было вообще какого-либо другого инструмента, с помощью которого можно было бы изготовить тот самый CD. Но диск-то есть! Значит, кто-то его все-таки сделал. И явно, что не тот индеец, который известен археологам и историкам, а представитель цивилизации, у которой были соответствующие инструменты и технологии.
Обезьяна из обсидиана
Не примитивные индейцы изготовили из цельного куска обсидиана изумительный сосуд с обезьянкой, который стоит в том же музее мексиканской столицы. Качество его совершенно!
И дело вовсе не в замечательно отполированных мельчайших деталях фигуры обезьяны, а в безукоризненном исполнении самой чаши. Надо было умудриться не расколоть весьма хрупкий обсидиан. И главное — каким-то образом изготовить сосуд без малейших отклонений от правильной круглой формы.
Аналогичные чаши предлагаются и в упомянутом сувенирном магазинчике, при котором находится обсидиановая мастерская. Судя по ценам (отпугнувшим даже наиболее состоятельных участников нашей экспедиции), при изготовлении этого сосуда мастерам пришлось приложить немало усилий. И это при наличии современного оборудования. О ручном же изготовлении с помощью примитивных инструментов и говорить не приходится.
Божественные шпульки
Создатель обсидиановой обезьяны, похоже, не испытывал никаких затруднений, работая над шедевром (иначе и не назовешь). На такое предположение наводят и другие изделия из этого материала. Например, странные предметы, сильно напоминающие шпульки (катушки для ниток) в современных швейных машинках. Они даже по размерам практически одинаковые.
Но шпульки сегодня штампуют из пластмассы (в XX веке они были металлическими), а здесь такая же форма, но из обсидиана. Маленькие диски толщиной всего в миллиметр на общем цилиндре, который сделан полым и имеет ту же миллиметровую толщину стенок, — и все это монолитно. О какой ручной работе примитивными инструментами тут может вообще идти речь! Трудно представить что-то иное, кроме токарного станка с алмазными (или аналогичными по твердости и прочности) резцами.
Вся форма шпулек указывает именно на такой способ изготовления. Ведь для получения столь точной круглой формы заготовку нужно вращать. Для обработки твердого обсидиана требуются более твердые резцы. А для того, чтобы обсидиан при этом срезался, а не скалывался, нужна большая скорость вращения заготовки. Вот и получаем токарный станок!
Разве у индейцев доколумбовой Мезоамери-ки было что-то подобное? Нет. Но шпульки-то вполне реальны! И найдены при археологических работах на древних объектах, а не привезены из современной мастерской.
Историки полагают, что шпульки использовались в качестве ритуальных украшений. Дескать, индейцы — представители знати или жречества — прорезали себе отверстие под нижней губой и вставляли туда шпульку. Банальное назначение для предмета, изготовление которого требует таких технологий, которых у индейцев и в помине не было.
Впрочем, индейцы действительно могли использовать шпульки в качестве украшений. Ведь дай какому-нибудь папуасу из дикого племени, обитающего глубоко в джунглях, шариковую ручку, он запросто вставит ее в проколотую мочку уха или в ноздри в виде украшения вместо простой палочки, которую он и так привык носить.
Так что гипотеза историков о ритуальном назначении предмета на самом деле может оказаться верной. Если индейцы понимали, что шпульки достались им от цивилизации, намного более развитой, чем они сами, то ее представителей они вполне могли посчитать богами, а доставшиеся им предметы божественными. И использовать лишь в наиболее значимых ритуалах почитания этих самых богов.
Только вот об исходном назначении шпулек подобное использование не говорит абсолютно ничего.
Нефритовые трубки
Кстати, тут же в музее есть аналогичные предметы из другого материала — из горного хрусталя. А у него твердость гораздо выше, и резать его можно только еще более твердыми материалами. Алмазный резец тут вполне подойдет. Что-то другое — вряд ли.
В сравнении со шпульками из обсидиана и горного хрусталя нефритовые изделия могут показаться детскими игрушками. Но и они далеко не все одинаковы, и не все их можно изготовить с помощью самых простых технологий. Например, странной формы трубочка, как будто завернутая спиралью вокруг своей оси, гораздо естественнее смотрелась бы, будь она из пластилина или глины.
Теоретически можно представить себе мастера-индейца, который решил положить не один год своей жизни на то, чтобы выточить из нефрита подобную игрушку. Но как он смог добиться столь высокой точности шага спирали? Как смог создать полнейшую иллюзию легкого кручения в твердом камне?
Другая трубочка из нефрита сделана настолько идеально, что кажется выточенной на станке. И это если даже ограничиваться лишь внешней ее поверхностью. Но это — трубочка в полном смысле слова: внутри нее просверлено отверстие. Просверлено так, что толщина стенок составляет всего миллиметр-полтора.
Чем простой индеец мог бы сделать подобное? Причем не в мягком дереве, а в твердом нефрите.
Детали сложного устройства
В другом мексиканском музее — на территории археологической зоны под названием Тула — среди самых примитивных керамических горшков оказался весьма странный предмет из обсидиана. Если он и похож на что-то, то на современную втулку для какого-то сложного механического устройства. Но как его могли изготовить? А главное, зачем такой предмет вообще мог понадобиться древним индейцам?
На мысль о деталях сложного механического устройства наводят и небольшие (сантиметров 6-7 в диаметре) изделия из того же обсидиана в музее города Оахака. Если бы они были резиновыми, то их вполне можно было использовать в качестве прокладок или манжет. Но для чего понадобились предметы подобной формы из обсидиана?
Технологии, которые требуются для изготовления описанных предметов, настолько кардинально отличаются от всего, что находилось в распоряжении любого известного историкам общества на территории Мезоамерики, что заведомо надо говорить об их создании высокоразвитой цивилизацией. Цивилизацией, которую от индейцев этого региона отделяет настоящая пропасть.
Андрей Скляров