Пингвин — горячий парень

В качестве первоапрельской шутки компания Би-би-си сделала забавный видеоролик про летающих пингвинов. Якобы открыт новый вид этих птиц, которые способны, хорошенько разогнавшись, не только воспарить над бескрайними ледяными просторами, но даже пролететь несколько тысяч километров в поисках новых ощущений.

Даже немного жаль, что это всего лишь шутка. Если бы пингвины еще и летали, они были бы, пожалуй, самыми удивительными птицами на планете.

Кстати, ученые не так уж и давно причислили пингвинов к сонму птиц. Долгое время их выделяли в особую группу не то птиц, не то животных. И только последние исследования с анализом ДНК показали, что пингвины — обыкновенная разновидность морских птиц, близкие родственники гагар, альбатросов, буревестников и фрегатов.

Просто их крылья со временем превратились в ласты, и перья тоже приобрели особую форму и стали похожи на рыбью чешую.

Так что летать пингвины не умеют. Зато великолепно плавают, развивая при этом скорость до 40 километров в час, и отлично ныряют. На суше эти птицы передвигаются шагом, иногда очень смешно бегают. По снегу пингвины часто скользят на брюхе, отталкиваясь лапами и крыльями.

«Уйди, противный!»

Не только Би-би-си «шутить изволят» по поводу пингвинов. У работников антарктических станций — свои легенды и анекдоты, связанные с поведением и особенностями этих птиц.

Был такой случай. Один из пилотов самолета, регулярно доставляющего с Большой земли в Антарктиду необходимое оборудование и продукты, кровожадно заявил сотрудникам станции, что хочет сшить себе куртку из шкуры императорского пингвина (он по праву считается самым крупным) и просит у них совета, как бы поймать птицу.

Ученые прохладно отнеслись к желанию летчика, но ссориться с ним не входило в их планы, и полярники пообещали помочь — на определенных условиях. Желающему приодеться объяснили, что добывать себе шкуру он будет самостоятельно, причем стрелять в пингвина нельзя — запрещено, да и не стоит — только шкуру испортит. А потому летчику нужно будет потихоньку отогнать птицу за ближайший снежный бархан и там придушить.

В Антарктиде развлечений мало. И смотреть на то, как пилот будет бороться с пингвином, собрались все. Пришли даже исследователи с соседних станций.

Гость с Большой земли оказался не только не очень умным, но и очень упрямым. Он, как ему и советовали, отбил от стаи самого крупного самца, загнал его за ледяную скалу и там принялся душить. Зрелище борьбы человека с пингвином затянулось на час с лишним и больше всего напоминало бои без правил. В конце концов, измученный пилот отпустил свою жертву, и та, недовольно отряхнувшись, отправилась обратно к месту своей дислокации. А вдоволь повеселившиеся исследователи, отсмеявшись, объяснили бедолаге-пилоту, что императорского пингвина, способного нырять на глубину до полукилометра и проводить там десятки минут без воздуха, к тому же укрытого с головы до ног плотным слоем жира, душить в принципе бесполезно. После чего поблагодарили летчика за доставленное удовольствие рюмкой коньяка.

Переворачивание пингвинов

Еще одно забавное поверье о существовании такой профессии, как «переворачиватель пингвинов» настолько разошлось по миру, что британские ученые решили окончательно выяснить этот вопрос.

С легкой руки пилотов британских ВМС возникло убеждение, что пингвины имеют привычку провожать взглядом пролетающий над ними самолет или вертолет, задирая голову все сильнее и сильнее, и в итоге опрокидываются на спину. Авторы этого «наблюдения» — летчики, в 1982 году участвовавшие в войне с Аргентиной за Фолклендские острова. По словам авиаторов, пингвины сотнями валились на спину, не в силах отвести взгляд от пролетающей над ними машины. Рассказы пилотов получили широкую известность и вызвали беспокойство у защитников животных, которые решили, что частые падения на спину могут вызвать у пингвинов нарушение репродуктивной функции.

В свою очередь, министерство обороны Великобритании категорически опровергало упомянутые слухи, утверждая, что массовое опрокидывание пингвинов — это любимая шутка летчиков, и подобные донесения поступают от них исключительно 1 апреля. Для установления истины британские ученые при поддержке ВМС, выделивших около 20 тысяч фунтов стерлингов, патрульный катер и два вертолета, организовали экспедицию в Южное полушарие. В течение пяти недель биологи наблюдали за поведением пингвиньих колоний на острове Южная Джорджия.

За время наблюдения ученым не удалось зафиксировать ни одного случая падения пингвина, вызванного летательным аппаратом. По утверждениям исследователей, птицы реагировали на пролетавшие самолеты и вертолеты очень спокойно. Иногда шум вынуждал их покинуть насиженное место, однако они всегда возвращались обратно. Не было также зафиксировано случаев, когда напуганные пингвины бросали кладки яиц. Вернувшись в Великобританию, биологи объявили, что полеты на высоте от тысячи футов и выше не представляют серьезной угрозы для пингвинов.

Почему не мерзнут лапы?

Интересно, что лапы у пингвинов никогда не мерзнут, притом что птицы способны часами стоять неподвижно на 40-градусном морозе. Может быть, у пингвинов очень горячая кровь, поэтому они и не замерзают? А почему тогда лед под ними не тает? Если бы по их лапам бежала горячая кровь, то несчастные птицы уже через час-два глубоко вмерзли бы в ледяной покров.

Дело в том, что в холод пингвины, так же как и люди, уменьшают потерю тепла путем снижения скорости кровотока. Однако одного этого недостаточно. Ведь важно, чтобы кровь, поступающая к лапам, не была слишком горячей, а идущая обратно к туловищу — слишком холодной.

Немецкие ученые выяснили, что в ногах пингвина артерии и вены расположены настолько плотно друг к другу, что между ними происходит теплообмен.

«Холодная венозная кровь течет от лап к туловищу и при этом нагревается, — говорит Дитер Аделунг, профессор Института океанографии при Университете города Киль (Германия). — И наоборот, теплая кровь по артериям идет вниз и охлаждается. К лапам она приходит уже охлажденной». Вот поэтому пингвины и не примерзают к льдинам.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *