Согласно результатам нового исследования, которые были опубликованы на днях в журнале PLOS ONE, то, что многие люди называют «шестым чувством», скорее всего – результат фиксации мозгом изменений в визуальной картинке, которые мы не можем четко для себя сформулировать.
«Люди способны почувствовать то, что, как они считают, не могут увидеть – например, неуловимые изменения во внешнем виде какого-нибудь человека, – объяснил соавтор исследования Пирс Хоуе из Университета Мельбурна (Австралия). – Но ничего магического в этом нет. То, что мы называем «шестым чувством», может быть объяснено с точки зрения хорошо известного процесса обработки визуальной информации».
Как показывают исследования, большинство людей верят в сверхъестественные способности, и больше половины уверяют, что хоть раз сами переживали нечто паранормальное.
Сам Хоуе заинтересовался этой темой, когда одна из его студенток заявила, что якобы обладает магическим «шестым чувством». «Она уверяла, что может почувствовать то, чего не видит. Например, она почувствовала, что ее друг попал в аварию».
Хоуе решил провести ряд экспериментов.
Для одного из них исследователь и его коллеги сделали ряд фотоснимков, которые почти не отличались друг от друга за исключением мелких деталей – очки, накрашенные губы и тп.
Готовые снимки показали 48 студентам: первое фото показывали 1,5 секунды, затем секундная пауза и затем второе фото. После этого студентов попросили сказать, заметили ли они какую-нибудь разницу между снимками и если да, то в чем эта разница заключалась (при этом прилагался список вариантов).
Почти все студенты заметили, что снимки отличались друг от друга, но мало кто мог сказать, чем именно, даже если разница бросалась в глаза. Например, на одном снимке парень был в огромной мексиканской шляпе, а на другом – без нее. Что уж говорить о мелких деталях – прическа, очки и тд. Каждый раз у студентов возникало явственное ощущение перемены, но сформулировать его не удавалось.
Из этого Хоуе вывел предположение, что мозг фиксирует малейшие изменения в визуальной картинке, включая световой тон, цвет, наклон линий и контрастность – но не транслирует их в тот отдел, который отвечает за способность вербализации этих изменений.