Если кто пробовал — обязательно пишем в комментарии!
Историки спорят о том, сколько миллионов наших соотечественников сгинули в лагерях во время сталинских репрессий. Но мы точно знаем, что этих миллионов было бы больше, если бы среди заключенных не попадались врачи-энтузиасты, которые ухитрялись как-то лечить своих соседей по бараку, стряпая лекарства порой буквально из ничего. И некоторые из этих рецептов были столь эффективны, что выжившие и вернувшиеся зэки и зэчки пользовались ими и на свободе. Так что и теперь в арсенале наших домашних снадобий периодически встречаются разработки тюремной медицины.
«Синий йод» — при расстройстве желудка
Мощнейшая вяжущая и дезинфицирующая смесь. Ложку крахмала разводят в стакане воды до густо-белого цвета и капают каплю йода. Напиток приобретает голубой цвет и омерзительный вкус. Действует безотказно. Кстати, изобретателя рецепта мы знаем: это доктор биологических и химических наук Владимир Мохнач, осужденный в 1937 году на десять лет. В сороковых годах он сумел справиться с эпидемией дизентерии в своем лагере, разработав по просьбе лагерного начальства эффективную смесь из самых доступных ингредиентов — йода и картофельных очистков, содержащих много крахмала.
Зола от изжоги
Поджечь кусок березовый коры, размазать золу по корочке черного хлеба и все это съесть — так создается высокощелочная среда, быстро помогающая справиться с излишним выделением кислоты. Зэки в камерах часто использовали в этих целях даже пепел от сигарет. Сейчас активированный уголь для борьбы с изжогой и болезненными ощущениями в животе — обязательный элемент любой уважающей себя домашней аптечки даже при изобилии антацидных средств в аптеках.
Сосна против цинги
Цинга — страшный бич заключенных на севере. Выпадающие зубы, язвы на деснах, упадок сил и смерть — хорошо знакомые этапы для любого доходяги. Хорошо, если в бригаде был врач или просто опытный сиделец: на лесоповалах зэки наловчились варить сосновую хвою, превращая ее в чудовищно горькую жидкость, которая, однако, содержала некоторые необходимые для выживания вещества, отсутствовавшие в лагерном рационе, например аскорбиновую кислоту. Кстати, в блокадном Ленинграде этот рецепт тоже был в ходу и спас немало жизней.
«Чифир» для ран
Крепкая чайная заварка умеет не только интересным образом влиять на психику — любимый зеками напиток часто использовался как дезинфицирующее и ранозаживляющее вещество. Проверь как-нибудь: порезав палец, опусти его в крепкий (не сладкий!) чайный раствор — заживление начнется буквально на глазах.
Чеснок от зубной боли
Даже после реформации ГУЛАГа с обезболивающим на зонах всегда были серьезные проблемы, а зубные врачи там водились лишь изредка. Справиться с невыносимой зубной болью помогал чеснок, который разрешался в посылках (в отличие от анальгина). Растертый в кашицу чеснок накладывали на повязку, которую привязывали к руке в районе запястья. Так как наш мозг начинает путаться, получая ноцицепторные (болевые) сигналы из разных источников, то в большинстве случаев побеждало ощущение жжения в запястье, которое было вынести куда легче, чем изматывающую зубную боль. Конечно, это все равно не повод не ходить к зубному: облегчение этот метод приносит лишь временное, кроме того, от чеснока вполне можно схлопотать химический ожог. Но если нужно прокантоваться ночью до открытия клиники, то можно попробовать и его.