Некромантия

Это явление, уходящее корнями в ветхозаветные времена, неоднократно меняло свое название: «вызывание духов», «некромантия», «медиумизм». И только в конце XIX века здесь были поставлены все точки над «i»: тогда возникло быстро вошедшее в моду слово «спиритизм».

Одно из первых упоминаний некромантии можно обнаружить в Библии. Там сказано, что израильский царь Саул, напуганный нашествием филистимлян, вызвал с помощью Аэндорской волшебницы дух пророка Самуила, дабы попросить у него совета. Разгневанный Самуил, явившись, жестоко укорил царя иудеев за этот богопротивный ритуал и предсказал Саулу поражение и скорую смерть.

Традиция вызывания духов имеет давние языческие корни. В частности, у шумеров, персов, кельтов и северных народов на протяжении более чем полутора тысяч лет было принято обращаться к духам умерших предков -пращуров. Особыми заклинаниями шаман или друид оживлял образ умершего соплеменника, а затем внимательно вслушивался в те звуки (едва различимый свист или шепот), которые издавал вызванный пращур.

Древние славяне и представители африканских племен предпочитали иметь дело с духами природы: воды, огня, леса. До принятия христианства в землях славян особо почитались волхвы, умевшие вызывать таких могущественных богов, как Перун, Велес, Чернобог, Стрибог или Семаргл. Общение с этими грозными представителями потустороннего мира было весьма опасным и для неумелого волхва даже могло закончиться смертью. Зато в случае успешного контакта боги требовали обильную жертву. Такой жертвой, как правило, становились «чистые» животные (травоядные). Но особенно действенными считались человеческие жертвоприношения, совершавшиеся при большом стечении соплеменников на языческих капищах и превращавшиеся порой в безудержные оргии.

Под страхом смерти

Во многом именно эта сторона некромантии со временем стала причиной массовых гонений на заклинателей духов. Пришедшее на смену язычеству христианство развязало в Европе настоящую войну против спиритов, объявив занятие некромантией самым страшным и отвратительным проявлением черной магии. Пиком борьбы христиан с некромантами стал XVII век, после того как в 1604 году в Англии был принят печально известный «Акт о ведьмовстве». Следуя этому документу, практически до конца столетия там ежегодно сжигали на кострах до сотни некромантов. Зачастую под подозрение попадали и невиновные люди.

Так, хроники 1657 года английского городка Дерби повествуют о некоей Элизабет Баркер, которая в течение недели хранила в своем доме тело умершего мужа. По доносу соседей она была предана церковному суду, после пыток призналась в том, что занималась вызыванием духа своего покойного супруга, и была казнена. И только по прошествии некоторого времени нашлись свидетели, которые сообщили, что несчастная вдова не имела средств для достойных похорон своего мужа и ждала обещанной помощи от одного из дальних родственников.

В России пик занятий некромантией пришелся на мрачные времена царствования Иоанна IV. Государь беспощадно карал колдунов, чернокнижников и заклинателей духов, однако… сам был не прочь заняться спиритизмом. По дошедшим до наших дней сведениям, интерес к некромантии у русского царя пробудил английский авантюрист, лекарь и астролог Элизеус Бомелиус, вместе с которым Иван Грозный не раз вызывал духов своих предков — князей рода Рюриковичей. Во время одного из таких сеансов явившийся дух покойного князя Святополка Окаянного будто бы и посоветовал царю создать опричнину.

Популярное таинство

Новый всплеск увлечения древним таинством некромантии случился в середине XIX века, когда француз Аллан Кардек, заинтересовавшийся паранормальными явлениями, после изучения старинных некромантических манускриптов вывел основные постулаты современного спиритизма. Считается, что именно Кардек стал использовать при проведении спиритических сеансов круглый салонный стол для игры в карты, вокруг которого рассаживались участники действа. Подобный ритуал очень скоро получил название «столоверчение», так как во время вызывания духов столик начинал вращаться. А. Кардек написал несколько работ: «Книга духов», «Книга медиумов» и «Евангелие в трактовке духов», которые и в наши дни — настольные книги поклонников столоверчения.

Во второй половине XIX века увлечение спиритизмом перекинулось на Америку, где в качестве инструментов медиумы стали использовать знаменитое блюдце с нарисованной стрелкой и карточки с буквами.

Начиная с 70-х годов XIX века спиритизм проникает в Россию. Вызывание духов становится излюбленным занятием в аристократических салонах и даже при императорском дворе. Известно, что в 1890-х годах будущий император Николай II вызвал дух самого Наполеона, который, увы, предсказал ему бесславное правление и трагическую смерть.

Бурные и драматические события в мире в первой половине XX века несколько поубавили интерес к экзотическому времяпрепровождению. Правда, есть сведения, что Гитлер, Муссолини и Рузвельт практиковали опыты с вызыванием духов, однако достоверных данных об этом не сохранилось.
И только с 70-х годов прошлого века увлечение спиритизмом вновь начало набирать обороты. Он стал особенно популярным в молодежной среде Франции, Великобритании и США. На своих сеансах неоспиритисты, в отличие от своих предшественников, активно использовали психотропные вещества, применяли элементы ритуалов вуду и даже сатанизма.

Опасные опыты

В последней четверти XX века в мире получили распространение закрытые общества спиритистов. По данным советских органов госбезопасности, подобные организации в 1980-е годы возникли и в нашей стране: в ряде прибалтийских городов, а также в Москве, Ленинграде, Екатеринбурге и Новосибирске. Примерно в то же время представители Русской православной церкви начали бить тревогу по поводу увлечения этим богопротивным делом, которое, по мнению православных священников, доводило людей до одержимости бесами и отвращало от христианства. Отцы церкви объясняли: занятия спиритизмом инспирируются злыми духами, и зачастую медиум, считающий, что общается с духом умершего человека, на самом деле вступает в контакте бесом.

В этой связи поучительными стали события, произошедшие с жительницей Красноярска Еленой Ивановой (фамилия изменена) в середине 1990-х годов. Тогда, после возвращения из туристической поездки во Францию, Елена увлеклась спиритическими сеансами, к которым привлекла и своих подруг. Женщины вначале обращались к духам умерших родственников, затем постепенно перешли к известным историческим личностям.

В один из дней вместо давно почившего политика на контакт с Еленой вышел некий дух, назвавшийся Велеросом, который очень долго и, казалось, охотно отвечал на все интересующие женщину вопросы. По прошествии нескольких дней в квартире Елены вдруг стали раздаваться таинственные звуки: легкие постукивания, шелест невидимой одежды, поскрипывания и вздохи. Особенно они усиливались по ночам. Вскоре женщине стала являться призрачная мужская фигура, которую, как позже утверждала Елена, она видела даже на улице, в общественном транспорте и на работе, хотя никто из людей, находившихся рядом, ничего подобного не наблюдал.

Через полгода Елена Иванова была госпитализирована в психиатрическую клинику с диагнозом злокачественная шизофрения. Спиритический столик, подаренный Елене во Франции, подруги несчастной немедленно уничтожили и более никогда не возвращались к этому увлекательному, но весьма опасному занятию.

Сергей Кожушко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.