Продолжение рассказа о том, как наш мозг нас обманывает. О когнитивных искажениях и умственных ошибках.
Выборочность наблюдения
Этот эффект знаком, наверное, каждому. Мы внезапно начинаем наблюдать вокруг себя определённые события. Возникает ощущение, что они нас преследуют. Например, женщина беременная, или долго пытающаяся забеременеть, видит вокруг себя одних беременных и матерей с новорождёнными. Человек, находящийся в тревоге, вдруг начинает замечать огромное количество чёрных кошек или катафалков. Это не значит, что всё это внезапно появилось, а раньше не существовало, дело в том, что наш мозг работает как прожектор, подсвечивает в объективной реальности те события, которые наиболее активно представлены в его субъективном мире. Как говорится, у кого что болит… Отсюда же и ощущение, что это не просто совпадение, а что-то предопределённое, слишком много этого всего «неожиданно» появляется.
Эффект владения
Даниэль Канеман, Джек Кнетч и Ричард Талер в 1990 году провели забавный эксперимент. Части студентов раздали дешёвые кружки, и сказали, что теперь они принадлежат им. Через некоторое время, студентов, у которых кружек не было спросили за сколько они согласились бы их купить, а у счастливых обладателей посуды, за сколько они согласились бы их продать. Интересным оказалось, то, что никто не хотел покупать кружку дороже 2 долларов, и при том никто не хотел расстаться с кружкой (которая, заметим, досталась студентам бесплатно) дешевле 5.
Психологи предположили, что этот эффект наблюдается оттого, что обладание чем-то является для нас самостоятельной ценностью и мы избегаем потери. Пусть не очень нужно сейчас, а вдруг потом пригодится. Этим же объясняются трудности в избавлении от ненужных вроде бы вещей (или людей). Мы всегда оцениваем, то что у нас уже есть выше, чем оно стоит на самом деле. Цена товара, установленная его владельцем, будет значительно превышать ту, по которой он сам согласился бы купить аналогичный продукт.
Каскад доступной информации
Распространённое когнитивное искажение, активно используемое в пропагандистских целях — самонарастающий процесс, при котором коллективная вера во что-либо становится тем сильнее, чем чаще происходит повторение этого факта/утверждения в обществе. При передаче информации от человека к человеку возникает цепная реакция, и чем более распространено в обществе некое мнение, тем сильнее люди в него верят, не подвергая никакой критике, принимая «как есть». Эффект каскада доступной информации – естественная реакция мозга на большой объём поступающей информации.
При таких её количествах, которые в связи с развитием телекоммуникационных сетей выросли невероятно, наш мозг, обладая ограниченным ресурсом, должен выбирать, какую информацию принимать в расчёт, а какую не стоит. Обработать весь объём поступившего контента он не в состоянии. Поэтому при прочих равных, утверждение, поддержанное большинством, — а мы как животные социальные, всегда прислушиваемся к мнению своей группы (общины, семьи) — принимается на веру, как есть, и критическому анализу больше не подвергается.
«Повторяйте нечто достаточно долго, и это станет правдой».
Генерализация частных случаев
Очень часто люди делают общие выводы на основании единичного случая. Классический пример — националистические предрассудки, шовинизм, когда неблаговидное, нелепое, смешное, глупое и т.д. поведение представителя какой-либо группы экстраполируют на всю общность.
В целом, можно и так жить, обобщая и гребя всех под одну гребенку. Но мы лишаем себя разнообразия и сильно ограничиваем в выборе, изначально отметая весь кластер, или принимая, только один (несколько).
Эффект контраста
Усиление или преуменьшение воспринимаемых параметров объекта, когда он сравнивается с только что обнаруженным контрастным объектом.
- Прямоугольник «среднего» серого цвета будет восприниматься светлее или темнее, чем есть на самом деле, если рядом с ним соседствует тёмная или светлая (соответственно) рамка.
2. Кружки одного размера, кажутся больше или меньше, в зависимости от того, какими кружками обрамлены.
3. Если вы поднимете гирю в 5 кг, а до этого поднимали гирю, весом 1 кг, она вам покажется тяжелее, и наоборот — рука с килограммовой гирей взлетит, если поднять её после тяжёлой.
4. За фиксированное количество вознаграждения животные работают старательнее, если ранее полученное вознаграждение было меньше. И напротив, они работают менее энергично, если полученное до этого вознаграждение было больше. Тоже и с людьми, впрочем.
5. Человек представляется более привлекательным, если он сравнивается с менее красивыми людьми, и менее привлекательным, если другие люди более красивы.
6. Человек радуется тому, что купил недорого какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как обнаруживает, что в другом магазине она стоит в 2 раза дешевле.