Выражение «охота на ведьм» вошло в современный лексикон как символ поисков выдуманных врагов. Так называют кампании против инакомыслящих и провокации спецслужб, заявляющих о раскрытии несуществующих заговоров. Мол, мы-то, люди просвещенные, знаем: ведьм не было, нет и быть не может! Но как же тогда быть с рекламными объявлениями этого рода предпринимательниц, «крышуемых» самим Сатаной, которые можно встретить в обычном киевском метро? А ведь полно таких объявлений!
Куда девать бессмертное выражение Гоголя из повести «Вий»: «Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы»? И рассказ его современника Ореста Сомова «Киевские ведьмы», первым запустившего в литературу это выражение? Одна современная киевская «писательница», кстати, покойного Сомова без зазрения совести обворовала, украв название его рассказа для цикла своих дамских «романов». Плагиаторша была свято уверена (если этот эпитет применим к литературным воровкам), что никто Сомова не помнит и не читает, а значит ее за нечистую руку не схватит. Однако правду не утаишь. Вот как описывал базарные разговоры киевских ведьм Орест Сомов: «Полно вам щебетать, пустомели! — перервала их разговор одна старая перекупка с недобрым видом, поглядывая на всех такими глазами, с какими злая собака рычит на прохожих. — Толковали бы вы про себя, а не про других, — продолжала она отрывисто и сердито. — У вас все пожилые женщины с достатком — ведьмы; а на свои хвосты так вы не оглянетесь».
Все перекупки невольно вскрикнули при последних словах старухи, но мигом унялись, ибо не смели с нею ссориться: про нее тоже шла тишком молва, что и она принадлежала к кагалу киевских ведьм».
Современные язычники
Ладно, это литература. Но если бы вы знали, какое количество магических обрядов совершается в Киеве и сегодня! Сатанисты собираются на свои «шабаши» на Лысую Гору. И еще на парочку киевских горок регулярно вскарабкиваются для своих «бдений». Язычники отправляют свой «культ» прямо под идолом Перуну возле Исторического музея. А знающие люди (можете сколько угодно называть их суеверными) качают головами, поглядывая на покрытую саваном Лаврскую колокольню, стоящую ныне без креста по случаю ремонта, и глаголят, что силы зла будут особенно сильны в нашем святом городе, пока ремонт этот не закончится и главный символ христианства вновь не воссияет над Киевом. Все наши нынешние уличные беспорядки, беснования возле Печерского суда, акции «студентов» с рожами профессиональных уголовников как раз в этот «бескрестный» период и разгорелись. Разве не символично это?
«Не стоит село без праведника!» — говорили на Руси. Но не стоит оно и без ведьмы! В каждом украинском селе (или почти в каждом) есть домик с «бабкой», куда ходят ворожить, отваживать мужей от алкоголизма, «прогнозировать» будущее, притягивать женихов и удовлетворять прочие мелкие женские потребности. А так как село это давно уже массово переселилось в Киев, то потянулись в «мать городов русских» и ведьмы вслед за своей паствой. Один из самых распространенных приемчиков насылания порчи, к примеру, это подбрасывание в почтовые ящики «заговоренных» куриных костей. Стоит девушке не поделить с кем-то приглянувшегося мужика, как тащит она вместо газет счастливой сопернице под дверь обглоданные части птичьего скелета. Смешно? Страшно? Кому как. Мне, как потомственному «инквизитору», смешно. А кто-то от ужаса по утрам вздрагивает — вот в таком мы обществе живем. Потому и живем не слишком хорошо и богато, если многие по-прежнему надеются у нас обрести богатство и счастье с помощью бесов и колдуний.
И хотя ныне ведьм на площадях не жгут, как в старину, но вопрос остается актуальным: за дело их «репрессировали» инквизиторы в Средние века или только имитировали таким образом следственную активность, обрекая на бескровную смерть ни в чем не повинных красавиц?
Давайте начнем с сухой статистики. Первый погром ведьм в Киеве был в 1018 году. Город погорел. Пожар приписали чародейству колдуний и без жалости их перебили. В 1275 году в городе-побратиме Киева Тулузе (это во Франции) сожгли некую Анжелу Лаборет за то, что она вступила в сексуальные отношения… с дьяволом. Дьявола, по-видимому, на месте преступления поймать не удалось, и он продолжил свои амурные шалости с другими представительницами лучшей половины человечества. В 1302 году в английском городке Эксетер некий мужчина назвал местную жительницу «злой ведьмой». Был признан клеветником и заплатил штраф. Буквально в следующем году во Франции был раскрыт целый заговор «ведьм», работавших, как утверждали чиновники короля Филиппа IV Красивого, на римского папу Бонифация VIII. Папа был обвинен в сношениях с Князем Тьмы и использовании для своих «низменных» целей многочисленных колдуний. В основе обвинения был банальный политический конфликт между главой Римской церкви и королем. Дошло до того, что посланники Филиппа, ворвавшись в покои папы, били его по морде. Не выдержав унижения, гордый старик вскоре скончался. Куда девались «ведьмы» из его окружения, не известно — то ли разбежались, то ли вообще их не было.
В 1431 году случился, пожалуй, самый известный процесс над «ведьмой» — в Руане сожгли Жанну д`Арк. Одним из аргументов в пользу ее «ведьмовства» было пристрастие покойной переодеваться в мужскую одежду и носить доспехи, сражаясь с мечом в руках, что не свойственно женской природе. Жгли Жанну по заказу англичан. Но председательствовал в трибунале французский епископ Кошон, чье имя вошло в историю только потому, что он «зажарил» самую известную в мире француженку.
Дальше — не легче. Эпоха Возрождения. 1515 год. Герцог Гельдерландский сжег в Кампене (территория нынешней Голландии) большое количество ведьм. Сколько точно, не известно. Но очень много! Просто массовые репрессии!
В 1588 году в Англии публично превратили в угольки некую Элисон Пирсон — за то, что она «вела беседы с королевой эльфов» и лечила епископа Сент-Эндрюса от хандры с помощью вареного каплуна. Невинная, по нашим меркам, попытка избавить епископа от депрессии закончилась для г-жи Пирсон жарким костром. Но и позже британским ведьмам не позавидуешь. В 1944 году (представить страшно — разгар Второй мировой, на посту премьер-министра Черчилль с сигарой!) досталось сразу двум ведьмачкам — известную профессиональную вызывательницу духов Хелен Дункан загребли прямо во время спиритического сеанса и заперли на девять месяцев в тюрьму по закону 1735 года, а разменявшую восьмой десяток Джейн Йорк обвинили в «присвоении себе силы ведьмы». Только преклонный возраст спас старушку от путешествия в демократичнейший английский ГУЛАГ! А вы говорите: Сталин, репрессии… При Сталине хоть бабок за колдовство не сажали! А при Черчилле прессовали их по полной программе! И никто сэру Уинстону не сказал, что он мракобес и сволочь. Наоборот! После войны ему еще и Нобелевскую премию по литературе дали — за речи, произнесенные против гитлеровских «ведьмаков» и «ведьмачек».
Но вернемся от «ведьмогонителя» Черчилля, написавшего «Историю народов, говорящих по-английски», в более отдаленные времена. В 1656 году в открытой не так уж и давно Америке, на территории будущих Соединенных Штатов, повесили миссис Хиббинс — сестру губернатора Новой Англии. Эта дама пользовалась всеобщим уважением, но внезапно была уличена в ведовстве. Свидетелю, выступившему в ее пользу в суде, вынесли порицание и заставили публично извиниться за свои показания. Слава богу, хоть не подцепили рядом с миссис Хиббинс.
В 1682 году в Москве сожгли Марфушку Яковлеву, подозревавшуюся в наведении порчи на царя Федора Алексеевича. И в том же году в просвещенной Англии в Эксетере (там, видимо, вообще любили гонять ведьмачек) предали смерти сразу трех колдуний. Сколько они ни увиливали, уйдя в глухой отказ, многочисленные показания свидетелей привели старушек на костер. На привычный образ красавицы-ведьмы бабушки даже отдаленно не смахивали. По словам очевидцев, во время сожжения с них буквально сыпался песок от старости.
Довольно легко в 1710 году отделались семь ведьм в Ирландии. Их приговорили к году тюрьмы и отпустили восвояси. В России в те времена ворожеям тоже вышло послабление. Пелагею Чернову, пойманную в 1755 году за «волшебство», выпороли плетьми «нещадно» и на полгода сослали в монастырь для трудотерапии — на «наитягчайшие монастырские труды».
В 1822 году (сделаем маленькое отступление в пользу мужчин) были заключен в Шлиссельбург Николай Лобанов и его подельник канцелярист Веселовский за продажу двух душ дьяволу. Парни настрочили Сатане следующее послание: «О ты, преобширный обладатель всей подданной тебе Вселенной, пресветлый князь, могущественно вещество Плутон Плутонович, Великий Вельзевул. Ты восседаешь на своем адском престоле и владеешь всем миром»… Два русских Фауста (видимо, спьяну) просили у Плутона Плутоновича «аттестаты хорошие и куда захотим, везде бы чинили пропуски». За два этих документа Веселовский и Лобанов «отрекались от Бога, Христа, Божьей Матери, проклинали родителей» и записывались в слуги Ада навечно.
Колдунья по-украински
Широко боролись с ведьмами и их собратьями мужского пола и на Украине. Как писал в брошюре «Колдовство в Юго-Западной Руси в XVIII ст.» Арсений Селецкий: «Раскрытие мнимых козней колдовства стало какой-то манией. Мор, голод, болезни ли ребенка, несчастные ли случаи, психическое расстройство, незначительная неудача в известном предприятии — все было делом колдовства. Мелкое чувство самосохранения и эгоизма создавали чрезмерную суеверную подозрительность, которая очень часто доходила до курьезности».
Летом 1727 года киевский полковник Антон Танский прислал в Малороссийскую канцелярию крестьянина Семена Калиниченко, который «в своих показаниях признал себя за упыря и предрекал мор в некоторых местах Малороссии». Ровно через сорок лет в магистрате города Дубно разбиралось дело мещанки Анны Духинской, облившей мельника Карпа каким-то волшебным составом, когда тот, «совершенно пьяный в бесчувственном состоянии лежал на дороге, вследствие чего Карп получил паралич обеих ног». А в 1718 году шляхтичи Немержицкие жаловались в суд Овруча на своих соседей и тоже шляхтичей Верновских и Ярмолинских за то, что они «очаровали и завили» их пшеницу.
Дела ведьм рассматривал на Западе церковный суд Инквизиции, основанной в 1215 году. В переводе с латыни «инквизиция» — «расследование». Кроме колдуний и упырей, католическое ФБР занималось еще и выявлением еретиков — уклонистов от генеральной линии римо-католической церкви.
Когда архивного материала по ведьмам накопилось достаточно, возникла необходимость обобщить опыт. Так в 1486 году на свет появился знаменитый бестселлер Средневековья — книга инквизиторов Шпренгера и Инститориса «Молот ведьм». Начиналась эра книгопечатания. Изобретение Гуттенберга размножило трактат двух величайших практиков и теоретиков ведьмологии в бесчисленном количестве экземпляров. Книгу переиздавали десятки раз. Только за девять лет после ее выхода разошлось девять изданий! Особенно зачитывался «Молотом ведьм» великий художник Альбрехт Дюрер, ни на йоту не сомневавшийся в существовании дьявола и его прислужниц.
Бестселлер инквизиции
Между прочим, «Молот ведьм» интересно читать и сегодня. Это остроумная книга, местами полная тонких психологических наблюдений над женской природой. «Основа всех женских пороков — это жадность», — писали Шпренгер и Инститорис. Задаваясь вопросом, «почему женщины более, чем мужчины, склонны к суеверию», эти Ильф и Петров инквизиции вполне обоснованно указывали, что существа слабого пола легковерны, болтливы и слабосильны: «Так как их силы невелики, то они жаждут отмщения за обиды с помощью колдовства… из-за своих необычайных аффектов и страстей они более рьяно ищут, выдумывают и выполняют свою месть с помощью чар. Нет поэтому ничего удивительного, что среди женщин так много ведьм». И добавляли: «Мир и теперь страдает из-за женской злобы».
Не стоит изображать инквизиторов темными дураками. Шпренгер и Инститорис не верили, что люди могут превращаться в животных материальным образом. Описывая случай одной девственницы-динамщицы, обернувшейся (видимо, от воздержания) в кобылу, соавторы «Молота ведьм» писали: «Это превращение не было действительным, а только кажущимся. Это было наваждение, произведенное дьяволом, изменившим восприятие девственницы и окружающих так, что она представлялась всем кобылой, хотя она и продолжала оставаться тем, кем была раньше».
Чаще всего, по словам авторов знаменитого трактата, ведьмами становятся блудницы, прелюбодейки и содержанки. Но наряду с ними в число ведьм Шпренгер и Инститорис включали мастериц по противозачаточным средствам — тех, кто «препятствуют способности к деторождению» и «удаляют органы, необходимые для этого акта». Иными словами, речь в трактате шла, в том числе, и о повитухах, занимавшихся подпольными абортами и стерилизацией! Замечу, что украинские ведьмы, колдовавшие в деревнях, наряду с другими услугами занимались, как и их западно-европейские коллеги, «шкробанками» — теми же абортами с помощью обычных спиц! Огромное количество женщин гибли, прибегая к услугам подобных гинекологинь-самоучек. Во время таких абортов часто заносилась инфекция — избавившись от плода, женщина умирала в страшных мучениях от заражения. Не думаю, что так уже плохо то, что инквизиторы жгли подобных «врачих». Как говорится, туда им и дорога.
Кроме того, жертвами процессов над ведьмами становились обычные хамки и энергетические вампирши — те самые, что порождают вокруг себя скандал, где ни появляются, беспочвенными претензиями и вымогательством как внимания, так и материальных благ вплоть до мелких подачек. Эти вредины всегда входили в «группу риска». В один прекрасный день в закрытых пространствах средневековых городов, так напоминающих переполненные современные офисы, они так задалбывали окружающих, что их провозглашали ведьмами и сжигали для всеобщего спокойствия. В результате Западной Европе удалось избавиться от грязнуль, бытовых хамок, вредин и прочих скандалисток, не имеющих уважения ни к чужим сединам, ни к заслугам. Жгли бы их у нас с той же организованностью и размахом, была бы и на Украине полная «европеизация».
То, что процессы над ведьмами уничтожили на Западе всех красавиц, — миф. Неоднократно бывая в Европе, замечу, красивых женщин в Германии, Австрии, Польше, Италии ничуть не меньше, чем у нас. А вот «ведьм» у нас — больше.