Глава Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Николай Федоров заявил, что текущая ситуация в сфере применения генно-модифицированных источников в производстве сельхозпродукции его не устраивает. Он заметил, что в нашей стране вопросы ГМО регулируются законом 1996 года.
Однако, по словам Федорова, за эти годы наука шагнула вперед, и требования времени подразумевают изменения в правовом регулировании вопросов ГМО. Глава ведомства считает, что необходимо изменить законодательство, касающееся регулирования производства и продажи генно-модифицированных продуктов.
На данный момент в России одобрено к применению лишь несколько видов трансгенных продуктов. В их числе некоторые сорта картофеля, сои, кукурузы, риса, сахарной свеклы. Начиная с 1996 года общая площадь, засеянная ГМО-растениями, выросла более чем в 50 раз. Это объясняется в первую очередь тем, что ГМО гораздо проще и дешевле выращивать. Трансгенные организмы устойчивы к внешним условиям, они не требуют сложного ухода, не боятся болезней и вредителей.
Нетрудно догадаться, что глава Минсельхоза Николай Федоров имеет в виду такие изменения в законодательстве, которые включат «зеленый свет» гораздо большему количеству модифицированных продуктов, чем сейчас.
Учитывая, что мутанты и растут быстрее, и больше по размерам своих натуральных аналогов, можно сделать вывод, что речь идет в том числе о больших деньгах. Федоров заявил, что внедрение разработок генной инженерии должно проходить безопасно для сегодняшних и будущих поколений. Однако учитывая то, какие жаркие споры идут вокруг ГМО, нельзя быть полностью уверенным, что поток продуктов-мутантов на российские прилавки не отразится на здоровье наших граждан. К тому же нет гарантии, что люди, от которых будет зависеть судьба ГМО, поставят во главу угла именно здоровье россиян, а не свой доход.
Так ли опасны генетически модифицированные продукты, как утверждают их противники? Главный аргумент тех, кто говорит о вреде генетической модификации, — малоизученность влияния трансгенных организмов на человека. Кроме того, некоторые эксперименты показали, что продукты с трансгенными добавками провоцируют аллергические реакции. Речь, в частности, идет об исследовании, проведенном пару лет назад сотрудниками Института вакцин и сывороток имени Мечникова.
Они выяснили, что 70% московских школьников страдают от пищевой аллергии на сою, а меж тем она сейчас в подавляющем большинстве случаев является генетически модифицированной. К тому же распространено мнение о том, что генетически измененная пища оказывает пагубное влияние даже не на организм человека, потребляющего их, а на здоровье его детей и внуков. Впрочем, правда ли это или вред ГМО — лишь очередная «страшилка» типа слухов о конце света, пока неизвестно.
Тем не менее к ГМО сейчас приковано пристальное внимание и в России, и в мире. Продукты, в которых содержится не более 0,9% ГМО, маркируются специальным образом: все мы видели на прилавках товары со знаком на упаковке «Не содержит ГМО». Все трансгенные организмы перед выходом на рынок проходят многоступенчатую и тщательную проверку на безопасность. В России проверкой безвредности ГМО занимаются Роспотребнадзор и подчиненная ему система надзорных органов и учреждений. По идее, ГМО у нас под контролем, но как ситуация изменится после новшеств в законодательстве, которые будут внесены по инициативе Минсельхоза?
Мнение эксперта:
– Генетически модифицированные организмы ничем не отличаются от всех селекционированных в течение тысячелетий сортов растений и пород животных. Если отказаться от ГМО, то остается только переехать жить в тропический лес и есть только то, что там растет. Пшеницу — долой, коров — долой! Негативное отношение к ГМО — это безграмотность, которая сейчас, к сожалению, господствует в умах людей.
Но в то же время гонения на ГМО — это хорошо организованная акция, которую начали производители, не использующие наработки генной инженерии, но обладающие серьезными финансовыми возможностями. Они проигрывают рынок, но пока еще способны на то, чтобы купить прессу и телевидение. Но кампания их абсолютно антинаучна и является примером чудовищного человеческого невежества в XXI веке. У нас в желудке все переваривается в обычные аминокислоты. Неважно, какие гены у мяса, которое мы едим, — дикий ли это кабан или свинья, выведенная при помощи наработок генной инженерии.
В конце концов, все приходит к одним и тем же аминокислотам, в кишечнике уже нет никакого отличия между съеденным мясом. Другое дело, что теоретически можно изобрести бактерию, которая одновременно будет и чумой, и холерой, и сибирской язвой. Но не отменять же из-за этого исследования в области генной инженерии.