Знаете ли вы, что снэки — один из самых замечательно сконструированных продуктов за всю историю кулинарии, направленных на чистое удовольствие?
Так считает американский диетолог Стивен Уизерли из «Техникал Продуктс», мнение которого приводит «Нью-Йорк Таймс», посвятивший один из своих материалов тому, что всех нас когда-нибудь погубит. Осмысленно культивируемой пищевой наркомании.
Главная прелесть этих сырных палочек в том, что они буквально тают во рту. «Это зовется исчезающей калорийностью, — постулирует г-н Уизерли. — Если что-то тает быстро, мозг думает, что в этом нет никаких калорий. А потому вы можете поглощать сие бесконечно».
Но это, разумеется, обман, подсказывает нам автор журнальной публикации Майкл Мосс, обладатель Пулитцеровской премии 2010 года за разоблачение поставщиков мясной продукции, и обман не случайный: компании, производящие снэки, тратят уйму денег на исследования с целью разработки продуктов, которые обведут вокруг пальца разум потребителя и очаруют его вкусовые рецепторы, дабы они пребывали в состоянии постоянного голода. Инсайдеры называют это точкой блаженства. Ради этого пищевая промышленность уделяет особое внимание борьбе с так называемой чувственной сытостью.
Речь и идет о том, что мозг реагирует на сильные и разнообразные ароматы снижением вашего желания еще отведать подобного продукта. Чтобы избежать этого, производители дешевой пищи (например, Coca-Cola или Doritos) прибегают к сложным формулам, которые возбуждают вкусовые рецепторы, но не дают им представления об одном четко выделенном аромате, сообщающем мозгу, что пора прекратить обжираловку.
Впрочем, организм не обманешь. Вы можете испытывать бездну ненасытного удовольствия, поглощая нездоровую пищу, но оно не отменяет того факта, что вы съели очередной мешок калорий.
Г-н Мосс умалчивает о том, насколько сильно подобная еда повлияла на эпидемию ожирения в США, но очевидно, что такая проблема есть и что она усилилась одновременно с ростом нездоровой пищевой промышленности. За три последних десятилетия число американцев, страдающих ожирением, увеличилось более чем вдвое: с 15% в 1980 году до 36% — в 2010-м. За тот же период распространение недуга среди детей младшего школьного возраста и подростков выросло еще резче — с 5 до более чем 18%.
Долгосрочное исследование массы тела и питания 120 877 мужчин и женщин вскрыло в 2011 году, что наибольшую прибавку в весе вызывают картофельные чипсы. Они покрыты солью и содержат жир, который вознаграждает мозг мгновенным чувством удовольствия. Кроме того, в них есть сахар, причем не специально добавленный, а содержащийся в картофельном крахмале.
Все это делает чипсы продуктом, вызывающим сильное привыкание, почти наркотиком.