Дети чаще взрослых проявляют экстрасенсорные способности, например, такие как телепатия и ясновидение. К этому выводу пришла команда специалистов из Исследовательского центра Райна, занимающегося изучением паранормальных явлений.
Впрочем, существует еще целый ряд независимых исследований на эту тему, проведенных в разное время в разных странах. Упомянутый научный центр был основан в 30-е годы прошлого столетия исследователем аномальных феноменов Дж. Б. Райном. Его последовательница Луиза Райн собрала архив из 216 писем, полученных ею от детей школьного возраста.
Все респонденты сообщали о том или ином пережитом ими опыте, связанном с экстрасенсорным восприятием. Недавно детский психолог и сотрудник Центра Райна доктор Атена А. Дрюс проанализировала содержание этих писем. Так, в них описывалось 157 спонтанно случившихся эпизодов, связанных с паранормальными явлениями. 77 процентов из них составляли вещие сны или сбывшиеся предчувствия.
Десять процентов корреспонденции были посвящены случаям телепатии, а 14 процентов — ясновидению. При этом больше половины предсказанных детьми событий оказались не слишком значительными, по крайней мере, с точки зрения взрослого человека: они были связаны с одеждой, школьными оценками или домашними животными.
Что же касается такого явления, как телепатия, то чаще всего у детей наблюдалась телепатическая связь с их родителями или педагогами.Доктор Дрюс отметила, что среди авторов подобных писем было больше девочек, чем мальчиков — может быть, потому что у девочек больше развита интуиция. Кроме того, автор исследования полагает, что на экстрасенсорные способности оказывает влияние тип личности ребенка.
Так, чаще они проявляются у детей-экстравертов, поскольку те ощущают большую связь с окружающим миром и людьми. Также они могут проявляться у тех детей, которые верят в такие вещи. Многие исследователи отмечают, что необычные способности нередко встречаются и у детей, переживших различные психологические травмы. Так, профессор психологии из Университета Коннектикута Кеннет Ринг пишет, что такой ребенок «будет стремиться изолировать себя от травматичных аспектов физического и социального мира.
Это может привести к тому, что он настроится на другие реалии». Доктор Шари А. Кон-Симмен опросила 208 семей, проживающих в Шотландском нагорье и Уэстерн-Айлсе, где, по статистическим данным, много людей, обладающих сверхъестественными способностями. Исследовательница выяснила, что десять процентов людей с такими способностями являлись близнецами, хотя среди населения этих округов количество близнецов составляло всего три процента.
Как известно, между близнецами с детства существует определенная связь, благодаря которой они чувствуют друг друга. Они могут синхронно совершать определенные действия, даже находясь на значительном расстоянии друг от друга, и одновременно получать травмы или болеть. Угасают ли эти способности с возрастом? Атена Дрюс считает, что нет, просто с возрастом многие люди подавляют их в себе и перестают обращать внимание на подобные вещи.
«Возможно, дети обладают более открытым сознанием, — пишут доктор Дрюс и ее коллега Салли Физер в научной статье.
— Они не воспринимают невозможными вещи, которые таковыми считаются в нашем обществе, им не свойственен скептицизм».Сильвия Харт Райт в докладе «Особенности детства, усиливающие экстрасенсорные способности», опубликованном в «Журнале исследований духовности и паранормальных явлений», пишет: «Негативное отношение к паранормальным явлениям, которое часто вызвано консервативными материалистичными взглядами, приводит к тому, что дети начинают интуитивно подавлять в себе такие способности.
Но если люди вокруг говорят, что получать информацию при помощи сверхъестественных способностей — это нормально, дети начинают их развивать». В качестве примера Райт опирается на исследования социолога Чарльза Эммори. Тот приводит случай из детства одной женщины — медиума в третьем поколении. Как-то девочка сказала матери, что видит стоящего в углу комнаты человека. Вместо того чтобы отругать дочку за фантазии, та спокойно спросила, как зовут незнакомца.
Другая женщина поведала о том, что ее бабушка в детстве пыталась развивать у нее экстрасенсорные способности. Например, прятала ключ и просила его отыскать. При этом она говорила: «Стань ключом и скажи, где ты находишься». Со временем способности девочек не угасли, и став взрослыми, они по-прежнему не утратили того, что называется «экстрасенсорным восприятием». Может быть, именно потому, что их близкие лояльно к этому относились и не запрещали детям «фантазировать».
Маргарита Троицына