Расскажу об одном месте обитания снежных людей, находящемся недалеко от Санкт-Петербурга. В Маловишерском районе Новгородской области бытует такая легенда. Давным-давно в деревне Селиши жила баба, звали ее Авдотья. Замуж ее никто не брал. Странной она была.
Много недостатков было. Часто спорила она с народом. Ну, люди ее тоже не любили. Дошло до того, что не смогла она дальше жить с людьми и ушла в лес. Стала жить в барсучьих норах. Год жила, два, а потом пропала совсем. Кое-кто из охотников видел ее уже с волосатым диким человеком. Наверное, наши предки и называли диких людей авдошками или детьми Авдотьи. Говорят, лицом в Авдотью пошли.
Легенды легендами, но диких людей в этих местах встречали в самом недалеком прошлом. Вот как описывает встречу, произошедшую в 1960 году, маловишерский журналист Олег Иванов:
«Я увидел четыре рыжих существа — два больших и два маленьких. Самец был огромного роста — примерно 2 м 30 см. Плечи вместе с шеей около метра ширины. Глубоко посаженные серые глаза. Рот широкий, губы пухлые и’коричневые. Уши не бросались в глаза. Подбородок широкий, постепенно переходящий в толстую шею. Лицо гладкое, с редкими волосами. Нос не был носом зверя или обезьяны — это был нос человека: широкий, курносый, с крупными ноздрями. Лицо, похожее на человеческое. Цвет шерсти на теле — коричневый или бурый. Под мышками, па животе — светлее. А на хребте шерсть была седой. Самка — чуть меньше. У нее выделялись огромные, как тыквы, груди с коричневыми сосками. Старший из детей был самец меньше ростом на полметра своих родителей. Младшей была самка».
Свидетельства такого рода шли в дальнейшем с маловишерской земли, причем не только от Олега Иванова. Особо интересные сведения относятся к первым годам после Великой Отечественной войны (когда в результате разрухи того времени леса наступали на населенные пункты), а также сравнительно недавним 70—80-м годам. После 1995 года сведений практически не поступало. То же самое можно сказать относительно всего Северо-запада. Последние 4 года достоверных сведений об этих загадочных жителях наших лесов нет или почти нет. Я объясняю это усилением вырубки лесов, которая заставила многих животных, в том числе и снежного чело-пека, уйти в места с более низкой антропогенной нагрузкой.
На протяжении многих лет сведения о маловишерских «Авдошках» собирал журналист и литератор Олег Михайлович Иванов, с которым я поддерживаю плодотворные контакты. И вот в июне 2000 года я получил новое сообщение от Иванова. Он пишет: «Следы Авдошки мы видели. Он пришел из Любытинского района. Но он совсем не такой, о каких я рассказывал. Я ездил в Лю-бытинский район. По описаниям очевидцев, это глубокий старик (по моим предположениям, старость у снежного человека наступает годам к 30 — B.C.). Он меньше ростом, чем обычные Авдошки. У него и ступня, меньше. На правую ногу хромает: очевидно, она больная. Пришел все оттуда, из тех же мест, из Любытинского и Хвойненского районов, которые граничат с Тихвинским. По моим наблюдениям и наблюдениям свидетелей, выходит, что наши места посещают в разное время три диких человека. Этот — совсем старый и никуда из наших мест далеко уйти не может. А места его обитания: Любы-тинский, Хвойненский и Маловишерский, то есть наш! Возможно, он заходит и в Тихвинский район…»
Сам Иванов этого гипотетического старика не видал. Информация получена из вторых и третьих рук.
И вот я в сопровождении еще одного Иванова — Владимира, опытного полевика-исследователя из Петербурга (о нем я упоминал в предыдущих главах), выезжаю по полученному сигналу.
Разговоры об Авдошках циркулируют на территории как Новгородской, так и соседних областей. Интересное сообщение пришло с Валдая. Там, вроде, снежного человека видела охрана резиденции Ельцина, когда в очередной раз прочесывала леса в 15-километровой запретной зоне вокруг дачи. Проверить это сообщение не удалось. С такого сорта свидетелями связаться сложно.
И вот я в сопровождении двух Ивановых иду в лес, на северо-восток от Малой Вишеры, в места, где видели следы. Здесь за последние десятилетия антропогенная нагрузка значительно упала. В 40-50-х годах велась активная вырубка леса. Тогда же для вывоза древесины построили узкоколейку, на много километров уходящую в глубь лесного массива. Местами полотно разрушено, тем не менее на целых рельсах явно видны следы колес. В чем дело? Оказывается, местные умельцы научились изготавливать миниатюрные дрезины, на которых народ ездит по грибы-ягоды. Дрезины такие легкие, что два человека легко могут их поднять, донести до начала маршрута, перетащить через участок с разрушенным полотном. До чего изобретателен русский народ!
С этой узкоколейкой связан еще один плод народного творчества — не материальный, а фольклорный. Люди сказывают, что иногда в белые ночи по ней медленно проходит призрачный поезд. Легко преодолевая разрушенные участки, идет он, лязгая буферами, сквозь лес. Локомотив и вагоны просвечивают, и сквозь них видны деревья, что растут за линией. В кабине машиниста сидит скелет, прикрытый остатками истлевшей одежды. Мертвый машинист уверенно ведет состав, который никогда не сходит с рельс. Неожиданно появляется поезд из-за зеленой стены деревьев, бесследно исчезает за очередным поворотом.
Эта легенда — символ, признание того, что у любого изделия рук человеческих есть бессмертная душа.
Не без труда дошли мы до середины высохшего болота, где чаще всего встречали «Авдошек». Обстановка напоминает зеленый ад. Жара за 30, непроходимые заросли камышей и осок, дикое количество слепней и комаров. Тщательно осматриваем места, где можно зафиксировать следы. Кроме отпечатков обычных лесных обитателей, ничего нет. Сооружаем наблюдательный пункт, дежурить на котором уже есть желающие из России и ближнего зарубежья. Залезаем с двумя Ивановыми на дерево, с которого хорошо видны болотные тропы. Рискуя сорваться, сколачиваем площадку наподобие той, что строят охотники-медвежатники. Сразу начинаем дежурство. Пока, кроме болотных птиц, никого не видно. Ровно в полночь невдалеке раздается шум локомотива и лязганье буферов. Звук, явно, не со стороны Октябрьской дороги, а оттуда, где проходит узкоколейка. Как жаль, что она не видна с наблюдательного пункта! Невидимый состав легко проходит над местом, где, я точно помню, полотно разобрано, движется дальше. Шум стихает в чаще леса. Что это — звуковой мираж? Акустический канал в лесу? Какое-то объяснение должно быть: ведь чудес на свете не бывает. Все-таки становится немного жутковато.
На следующий день под предводительством Олега Иванова обходим окрестности, где были зафиксированы следы, похожие на «авдошкины». Большинство из того, что мы встречаем, к снежному человеку явного отношения не имеют. Но один интересен. Он — промежуточный между следом разумного человека и «Авдошки». Соответствует ноге 46-го размера. Такие люди встречаются, хотя и редко. След сориентирован поперек дороги, как ходят зверь и «Авдошка», желая преодолеть открытое пространство по кратчайшей трассе. Форма стопы не совсем человеческая и не совсем «авдошкина». Пальцы одинаковой длины (как у «Авдошки»), большой палец не отстоит от остальных (как у человека). Что это — нетипичный человек? Нетипичный «Авдошка»? Полуквалифицированная подделка? Ответа нет.
Из книги Валентина Сапунова «Тайны Снежного Человека: Между человеком и зверем» (Изд. АСТ, 2007 год).