Давным-давно, когда наши прабабушки и прадедушки были совсем маленькими, им тоже читали на ночь сказки.
И в каждой из них обязательно содержался какой-нибудь «добрым молодцам урок», который должен был научить детей всевозможным добродетелям.
Однако при этом выбирались такие жуткие сюжеты, по сравнению с которыми современные фильмы ужасов просто меркнут — удивительно, как после таких сказочек дети вообще могли заснуть. Судите сами:
«Макс и Мориц»
Семь историй о маленьких хулиганах придумал немецкий писатель Вильгельм Буш в 1865 году. Сначала эти дети терроризировали жителей своей деревни. У одной вдовы, например, были куры. Мальчишки придумали скормить им хлебные шарики, в которые закатали веревку. Куры склевали хлеб, заглотили веревку, запутались в ней и в панике все покалечились. Вдове ничего не оставалось, как зажарить бедных птиц. И тогда Макс и Мориц подцепили кур удочкой, вытащили и съели. Но, как говорится, сколько веревочке не виться…
Однажды мальчики из хулиганских побуждений распороли мешок с зерном, которое местный фермер вез на мельницу, но были пойманы на месте преступления. Фермер не стал с ними сюсюкаться, зашил в тот же мешок и сдал мельнику. Перемолотых Макса и Морица скормили домашней птице. Никто по ним не убивался.
«История о маленьком мальчике, сосавшем палец»
Сборник из десяти назидательных стихотворений «Штруввельпетер» (буквально переводится как «растрепанный Петр») сочинил в 1845 году психиатр Генрих Гофман в качестве рождественского подарка для своего трехлетнего сынишки.
В нем собраны истории про самые разные детские проступки и самые садистские наказания, которые только можно вообразить. Мальчик по имени Август, например, не съел суп, зачах и умер. Генриетта играла со спичками и сгорела заживо. Но самая кошмарная история произошла с беднягой Конрадом, который имел привычку сосать палец.
Мама Конрада, уходя по делам, строго-настрого запретила сыну сосать в ее отсутствие палец. Ребенок, разумеется, ослушался. И тогда пришел портной и отстриг мальчику большие пальцы своими острыми ножницами:
Крик-крак! Вдруг отворилась дверь,
Портной влетел, как лютый зверь;К Петруше подбежал, и — чик!
Ему отрезал пальцы вмиг.Кричит Петруша: ай, ай, ай!
В другой раз слушаться ты знай!
В общем, другого раза не представилось – мальчик умер от потери крови.
Кстати говоря, эта книжка пользовалась сумасшедшей популярностью. К 1876 году она выдержала 100 изданий. В российском варианте называлась «Степка-Растепка» и тоже была нарасхват.
«Плакса»
Еще один шедевр доктора Гофмана, вошедший в сборник «Бетси-Неряха» был опубликован в 1911 году. Мама честно предупреждает дочь-плаксу, чтобы она не капризничала, но та не желает ничего слушать и продолжает заливаться слезами. Плакала она, плакала, да и выплакала все глаза – остались одни пустые глазницы.
В том же сборнике есть еще страшилка про девочку Полли, которой запрещали играть с мальчиками. Она ослушалась и ей в мальчишеской потасовке оторвали ногу. Или история про гордую Энн, которая задирала нос все выше и выше, пока, наконец, ее шея не вытянулась до того, что девочке приходилось возить собственную голову на тележке.
«Девчонка-сорванец, которая превратилась в мальчика»
Эта история из книжки «Маленькая мисс Последствия», опубликованной в 1880 году. Дочь одного графа очень любила играть с мальчишками и, в конце концов, сама стала мальчишкой: сначала появились грубые манеры, потом стал ломаться голос, и, в конце концов, произошла окончательная трансформация. Родители не смогли смириться с переменой пола и отправили свое дитя служить матросом на первый попавшийся корабль.
«Красная шапочка»
В поздних версиях этой сказки, как всем нам известно, охотники разрезают волку живот и спасают бабушку и Красную Шапочку. Однако в оригинале никакого спасения не было – обе жертвы были благополучно переварены желудком хищника.
«Дети, а в особенности милые и хорошо воспитанные юные леди, ни в коем случае не должны говорить с незнакомцами. В противном случае они рискуют достаться волку на обед, – писал Шарль Перро. – Волки бывают самыми разными. Бывает, что с виду он кажется обаятельным, скромным, вежливым, услужливым и предупредительным, а сам только и ждет возможности напасть на вас и слопать. К сожалению, именно такая разновидность волков и представляет самую большую опасность».
«Ребекка, которая любила хлопать дверьми, за что и поплатилась»
Этот стишок англо-французского писателя Хилэра Беллока появился в 1907 году и в русском варианте называется «Про девочку Анну, которая для забавы хлопала дверью и погибла». Ребекка (Аня) была девочкой, в принципе, неплохой, но своенравной и как бы сейчас сказали, гиперактивной. Очень ей нравилось носиться по дому и хлопать дверями. И вот однажды…
«Случилось, что над дверью прямо,
Был бюст Линкольна Авраама.
Лишь громыхнула дверь, и — бам! —
Упал на Анну Авраам,
И Анна сразу же скончалась:
Вот до чего доводит шалость!»
Поучительная история, ничего не скажешь.
Мнение эксперта:
Сергей Марачев, психолог, гештальт-терапевт
Эти сказки травмируют психику ребенка. Они программируют ребенка на страх, отсюда могут развиться различные проблемы с психикой, межличностными отношениями и физическим здоровьем, даже, когда ребенок вырастет.
Во-первых, не нужно пугать ребенка историями: нужно больше объяснять, к каким последствиям приведут его поступки в том или ином случае. Во-вторых, необходимо развивать в ребенке собственное умение мыслить, верно и адекватно оценивать свои поступки и поступки других. Для этого стоит задавать вопросы, типа, «а ты сам как думаешь, что будет, если то-то или то-то?».
Данные сказки в какой-то степени поучают, но делают это в очень жесткой форме, тем самым, закрепляя в ребенке страх по отношению к другим людям, а также представление о других, как о жестоких и агрессивных.
При этом эти сказки не дают ребенку реальной и правдивой картины действительности, а лгут ему, но он искренне верит. Задача родителя – научить ребенка как можно более адекватно и гибко реагировать на реалии жизни, тогда он будет более адаптированным к ней, будет более свободен внутренне, а, значит, будет счастливым.
Кроме того, в этих сказках даются установки, способствующие подавлению естественных проявлений чувств ребенка.
Конечно, родителям проще, чтобы ребенок не мешался под ногами, не плакал, ничего не просил, не хотел, не говорил лишнего и т.д., в общем – был удобен во всем для них, но для здорового психологического развития ребенка это совсем не подходит!
Родители должны научить ребенка и объяснить ему, что такое его чувства, для чего они нужны и почему возникают (это уже в более сознательном возрасте) а не подавлять их. Иначе ребенок теряет ориентацию в себе и становится беспомощным, зависимым, несчастным и больным человеком.