Если вы смотрели телевизор в 1980-е годы, вы, вероятно, помните, рекламу шампуня Head & Shoulders, предупреждающую: «У вас никогда не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление».
Авторы нового исследования выяснили, что это не совсем так, хотя тем, кто хотел бы исправить плохое впечатление о себе, эти новости не очень понравятся.
От плохого к хорошему или от хорошего к плохому
Для статьи под названием «Переломный момент нравственной перемены: Как хорошие и плохие поступки влияют на представление о вас?» опубликованной в журнале Social Cognition (Социальное Познание), Надав Kлейн и Эд О’Брайен, ученые-психологи из Университета в Чикаго, провели ряд экспериментов, призванных выяснить, как быстро люди склонны менять однажды сложившееся впечатление.
В ходе одного из исследований с участием 201 человека, некая офисная служащая по имени Барбара по была крайне доброжелательна к людям, то напротив – говорила о них гадости. Иногда она придерживала двери для других людей и говорила комплименты. В других случаях она лезла без очереди и сплетничала. Целью исследования было выяснить, как быстро будет меняться впечатление от такого полярного поведения.
Каков же был результат? Чтобы «стать хорошей» для других Барбаре приходилось потратить не одну неделю, для того чтобы «стать плохой» — требовалось гораздо меньше времени. Другой онлайн эксперимент с участием 200 женщин также показал, что люди готовы очень быстро осудить Барбару за неприглядное поведение и гораздо медленнее давали себя убедить, что она изменилась в лучшую сторону. Исследователи получили аналогичные результаты для сценариев с участием героев, которые то отказывались давать взаймы, то помогали деньгами.
Стать грешником легче, чем святым
«Очевидно, что людям не нужно совершать много плохих поступков, чтобы впечатление о них существенно изменилось в худшую сторону, но нужно совершить много хороших поступков, чтобы мнение существенно изменилось в лучшую сторону,» — пишут авторы. Это так называемый «переломный момент нравственной асимметрии». Другими словами, «очевидно, что легче стать грешником, чем святым, несмотря на проявление равнозначного доказательства перемены в поведении», — заключают они.
Если вы произвели хорошее впечатление на нескольких людей, не слишком-то радуйтесь. Допусти вы малейший промах, и их впечатление быстро изменится в худшую сторону. Ну а если вы произвели плохое впечатление? Тогда то, что было сказано в рекламном ролике шампуня Неad & Shoulders, соответствует действительности, потому что, как заявляет Хизер Хуман, основательница и президент Сome Recommended, «У людей всегда быстро складывается суждение, нам нравятся наши мнения и мы не любим их менять.»
В самом деле, когда у кого-то складывается отрицательное мнение о ком-то, а потом он становится свидетелем проявлений хороших качеств того человека, это вызывает такой внутренний дискомфорт, что люди пойдут на все, чтобы не менять свое первоначальное мнение. Джек Шафер, бывший агент ФБР и автор книги The Like Switch, отмечает, что люди часто дают разумное объяснение хорошему поведению таким образом, чтобы все указывало на то, что первоначальное мнение было правильным, например, «А он не плохой парень, что ж помогу ему, а то он в этом деле ничего не понимает.» Или же они просто будут избегать человека, чтобы не видеть еще больших доказательств проявления его хороших качеств.
Изменить неблагоприятное первое впечатление трудно, но возможно,» утверждает Шафер. Он рекомендует вам «быть последовательным в отношении ко всем людям, которые хотят улучшить впечатление о себе, какими бы они ни были.»
Хуман соглашается «Не пытайтесь заставить кого-то стать вам другом, друзьями не становятся за один день», говорит она. «Пусть отношения развиваются естественным образом, не делайте ничего такого, чтобы заставить людей полюбить вас, не покупайте специально подарки и не говорите только «да», соглашаясь со всем,» советует Хуман. «Будьте искренними, будьте самим собой, и будьте терпеливыми, по мере того как развиваются отношения.»