Летом 1968 года служащий одного из чикагских банков Соломон Видал, как обычно, уже до начала рабочего дня находился на своем рабочем месте. Прозвенел звонок, и первые, пока еще немногочисленные посетители вошли в холл через вращающуюся дверь.
Краем глаза Видал заметил, что сначала вошла молодая пара, а вслед за ней трое или четверо молодых людей а плащах и надвинутых на глаза шляпах. Но тут зазвонил внутренний телефон, и он отвлекся. А когда поднял глаза к кассовому окну, то увидел пряма направленный ему в лоб большой пистолет. Другой рукой налетчик просунул в окно черный мешок.
— Живо клади все сюда, пикнешь — пуля в лоб!
Трясущимися руками складывая в мешок пачки долларов, Видал заметил, что в соседнем окошке происходит то же самое.
— Теперь руки за голову и не шевелись! — приказал бандит, наблюдая за своим напарником, у которого там что-то застопорилось.
Кнопка тревоги находилась совсем близко под столешницей, но Видал прекрасно понимал, что при малейшей попытке протянуть к ней руку бандит нажмет на курок. Да и не было гарантии, что налетчики оставят в живых свидетелей, видевших их лица. Находясь в сильнейшем стрессе, Видал мысленно тянулся к тревожной кнопке, как вдруг увидел странное зрелище: прямо из его живота вдруг появилась и стала вытягиваться призрачная рука. И эта рука потянулась к заветной кнопке. Больше всего он сейчас боялся, что это невероятное зрелище увидит налетчик, но, похоже, он ничего не замечал.
И тут громко зазвучал сигнал тревоги. Налетчик рванул свой мешок и бросился к двери, за ним последовали и его напарники, изображавшие посетителей. Но далеко уйти с добычей им не удалось: мимо проезжал полицейский патруль, увидевший выбегавших из дверей банка грабителей. Началась перестрелка, в которой один полицейский был ранен, а двое грабителей убиты.
Разумеется, Видал рассказал репортерам все, как было, не утаив и про призрачную руку. Слышавший эту историю полицейский попытался снять с кнопки отпечаток его пальца и убедился, что человеческая рука к нему не прикасалась.
— По-видимому, вы непроизвольно нажали на нее коленом, — пояснил он герою дня. Но от колена до кнопки было почти полметра, и, не изменив позу, он не смог бы дотянуться до нее коленом. Но под дулом пистолета он боялся даже шевельнуться.
В начале семидесятых известная американская писательница Андре Нортон написала необычный для своего творчества роман: Там водятся чудовища»: он был необычным, почти документальным, а действие происходило в современной Америке. Буквально с первых страниц она цитировала в нем известных исследователей непознанного: Чарльза Форта, Кила, Сандерсона, сюжет был построен на широко известном феномене одной американской дороги, где периодически исчезали люди вместе с машинами.
Но кроме феномена исчезновения, в романе присутствуют телепатия, телепортация, в том числе темпоральная, летающие тарелки, похищающие людей и прочий набор современных ужастиков. Но для нас сейчас более интересен тот факт, что она включила в него и феномен Видала.
Главный герой в какой-то момент попадает в плен к жутким бандитам, которые привязывают его к дереву, намереваясь сотворить с ним нечто нехорошее, а, возможно, и просто съесть. Но тут происходит нечто еще более страшное, от чего все бандиты в ужасе убегают, а герой, привязанный к дереву, изо всех сил пытается освободиться. Неподалеку лежит брошенный бандитами нож, но он, естественно, не может до него дотянуться. И находясь в таком стрессе, он, подобно Соломону Видалу, отращивает у себя фантомную руку и дотягивается ею до ножа.
Разумеется, не только прагматичный полицейский, но и многие американцы вряд ли поверили рассказу банковского служащего, но подобный феномен действительно существует и описан в работах исследователей аномальных явлений начиная с XVIII века. В вышедшей в начале прошлого века книге известного французского исследователя Г. Дюрвилля «Призрак живых» есть ссылка на труд аббата Ганнапье, опубликованный в 1822 году:
«Я знаю молодую девушку, у которой отрезали бедро. Несколько раз бывало, что она стояла и делала несколько шагов своими обеими ногами, т.е. здоровой ногой и ногой жизненного флюида, что обыкновенно случалось, когда она вставала с постели. Ее мать, свидетельница этого, невольно вскрикивала: «Ах, бедняжка, ведь деревянная нога не при тебе». Доктор моих друзей рассказывал мне, что видел, как офицер с отнятым бедром доходил до середины комнаты, не замечая отсутствия деревянной ноги, и останавливался только тогда, когда вспоминал о том; тогда нога жизненного флюида была уже более не в силах выдерживать тяжесть его тела».
Чтобы было понятнее, о чем идет речь, замените понятие » жизненный флюид» на «астральный». Как утверждает Дюрвилль, некоторые экстрасенсы могут видеть у людей ампутированные конечности, т.е. их астральную проекцию. Видит это и электрофотография, полученная по методу Кирлиан; если у свежесорванного листа дерева отрезать кусочек, то свечение окружает его отсутствующую часть.
Наиболее известным специалистом фантомогенеза, в данном случае человеком, обладающим способностью «производить» фантомные руки, был Д. Юм (более известный своими демонстрациями левитации). Вот как рассказывает об этом очевидец, присутствовавший на сеансе Юма в 1853 году: «Газовый свет уменьшили, но в комнате было достаточно света, чтобы отчетливо видеть окружающие предметы, лица и руки присутствующих, лежащие на столе. Нас было шестеро.
И вот на свободной стороне стола напротив медиума (Д.Юма) появилась 13-я рука. Она померкла, когда мы все уставились на нее, но появилась снова — мерцающая по локоть рука, и медленно двинулась к середине стола. Мы опять пересчитали свои руки — все были на месте. Эта рука простиралась до локтя, а дальше ничего не было видно. Она испускала слабый, но видимый свет. Вскоре она исчезла, но затем мы увидели процесс ее возникновения от локтя к кисти — это была левая рука.
Затем рука взяла колокольчик, позвонила в футах шести от стола, а затем принесла ее мне. Но вместо колокольчика я взялся за эту руку. Это была настоящая рука, с пальцами и ногтями, мягкая и теплая. Но она растаяла в моей руке — растворилась, расплылась, исчезла!»
Любопытно, но в этой цитате почти буквально описано событие, которое произойдет через сто с лишним лет: фантомная рука оказалась вполне способной взять довольно тяжелый колокольчик и позвонить. Нажать на тревожную кнопку было наверняка проще.
Еще один сеанс Юма прошел в марте 1855 года. Рассказывает участник сеанса, редактор газеты «Хартворд тайме» Барр:
«Вначале появилась рука, затем она взяла карандаш и начала писать. Происходило это на глазах у всех, руки участников сеанса были на виду, на столе, так что писать не мог никто из присутствующих. Будучи ближе всех к руке, я наклонился к ней, чтобы видеть ее всю. Она простиралась не далее запястья. Затем рука исчезла. То, что было написано, было позднее рассмотрено, и оказалось именем родственницы и близкой подруги одного из членов кружка, умершей за несколько лет до того, именем, написанным ее собственным почерком». Наверное, стоит рассказать и о дальнейшем: удивительно крепкие нервы были у присутствовавших на этом сеансе.
Эта исчезнувшая рука возникла вновь и начала пожимать руки всем присутствующим (напомню, что они тогда еще не знали, кому она принадлежит). Когда дело дошло до Барра, то он, подобно автору предыдущего рассказа, удержал ее и стал рассматривать. Это была нормальная человеческая рука, но почему-то белая, как снег. Кончалась она у запястья. Барр проверил — дальше ничего не было! Тогда, повернув эту руку ладонью к себе, он проткнул ее пальцем, причем конец пальца вышел с другой стороны ладони. Как только он выдернул палец обратно, образовавшаяся «рана» закрылась, а рука снова исчезла. Бр-р-р.
Еще на одном сеансе перед Д. Юмом поставили более сложную задачу: гармонь поместили в клетку из металлической сетки и попросили его на ней сыграть. Юм положил одну руку на внешнюю сторону клетки, и гармонь стала самопроизвольно наигрывать требуемую мелодию.
Любопытный случай фантомогенеза наблюдали свидетели на сеансе польского медиума Франека Клуски в 20-х годах прошлого века:
«Кто-то попросил выключить красный свет. Медиум зашевелился, и в свете красной лампы мы увидели третью руку, вырастающую прямо из правого плеча медиума и быстро двигающуюся в направлении лампы. От пальцев до локтя эта рука выглядела полностью материальной, но далее она переходила в какой-то туманный след, исчезающий возле медиума. Наконец, рука выключила свет, повернув выключатель».
Кстати, эти лишние руки, возникавшие на сеансах Клуски, были настолько материальны, что с них удавалось сделать парафиновые слепки. Причем это было дополнительным подтверждением того, что это не было каким-то изощренным фокусом. Медиума просят погрузить руку в ванночку с расплавленным парафином. На воздухе парафин застывает, а затем погруженная в него рука дематериализуется, оставляя объемный слепок. С рукой живого человека это проделать невозможно.
В 30-х годах прошлого века эксперименты с медиумом Руда Шнайдером проводились уже на полностью научной основе с применением завесы из невидимых источников инфракрасных лучей, преодолеть которую нормальная рука не могла. Помните строчки Михалкова из «Дяди Степы»: «Сидя книги брал со шкафа…». Так и Руда, сидя за столом, мог своей фантомной рукой брать книги со стенной полки, весьма от него удаленной. Когда эта фантомная рука пересекала инфракрасный луч, он не прерывался, однако его интенсивность падала на 8 процентов, что фиксировали самописцы.