Всем, наверное, знакомы корабли-призраки — типа Летучего Голландца. Но корабль — вовсе не единственное транспортное средство, которое может являться призраком. Есть еще и поезда-призраки.
И свидетельств существования такого явления, выходящего за рамки здравого смысла, множество. В 1988 г. писатель Н.Черкашин собирал в Севастополе сведения о гибели линкора «Новороссийск» и встретился с человеком, который видел поезд-призрак.
«В ту ночь я дежурил по железнодорожному переезду перед Балаклавой, — рассказывал П.Г.Устименко. — Вдруг вижу: со стороны бывшей ветки на карьер (рельсы сняли, насыпь осталась) с горы Гасфорта идет поезд. Не могут поезда без рельсов ходить, а он идет: паровоз и три пассажирских вагона. И явственно слышу, как стрелки лязгнули.
Состав не нашенский, вроде как довоенный, а может, и того раньше. Я еще тогда подумал — не к добру, быть беде. И точно, утром «Новороссийск» взорвался… Старики рассказывали — перед балаклавским землетрясением «Черного принца» в море видели…»
В 1992 г. в газете «Слава Севастополя» была опубликована заметка «Поезд-призрак на дорогах Украины»: «14 июля 1911 г. с римского железнодорожного вокзала в круиз, устроенный фирмой «Санетти» для богатых итальянцев, вышел прогулочный поезд. 106 человек пассажиров и команды осматривали достопримечательности, окружавшие новый участок дороги. Поезд приближался к километровому супердлинному (по тому времени) тоннелю в Ломбардии.
И вдруг начало происходить что-то ужасное. По свидетельству двух пассажиров, успевших выскочить на ходу, все вдруг покрылось молочно-белым туманом, который по мере приближения к тоннелю густел, превращаясь в вязкую жидкость. Паровоз и три вагона вошли в тоннель, но с другой стороны так и не появились. Дурная слава об этом участке вынудила руководство железной дороги заложить тоннель камнями, а во время войны в него попала авиабомба.
Невероятная история. Однако даже у самых заядлых скептиков ее достоверность не вызывает сомнений, поскольку все происшедшее имеет документальное подтверждение, в т.ч. — показания свидетелей. А в железнодорожном музее Милана до сих пор хранится макет: локомотив с тремя вагонами, рельсы, миниатюрный тоннель. В свое время с помощью этой игрушки инженеры пытались смоделировать обстоятельства, при которых исчез состав.
Возможно, об этом случае и забыли бы, если бы трехвагонный призрак не появился… недалеко от села Заваличи Полтавской обл. Поезд с пустой кабиной машиниста двигался абсолютно бесшумно, давя разгуливающих по полотну кур». Исследовать этот феномен прибыл председатель комиссии по изучению аномальных явлений при АН Украины В.Лещатый.
В его записях (сентябрь 1991 г.) высказывается версия, что поезд каким-то образом прошел сквозь время. Лещатый вспоминает и записи известного мексиканского психиатра 40-х гг. XIX в. Хосе Саксино, как однажды в Мехико появились 104 итальянца, в течение недели попавшие в психиатрическую лечебницу, т.к. утверждали, что прибыли в Мехико из Рима на поезде.
Особого ажиотажа это событие не вызвало — мало ли сумасшедших? Позже тоже никто не связал пропавший итальянский туристический поезд и точное количество оставшихся внутри него пассажиров с числом «сошедших с ума» веком раньше. (Кстати, судьба В.Лещатого загадочна. 25 сентября 1991 г. он подстерег pагадочный поезд на переезде в селе Заваличи, прыгнул на подножку призрака, и больше его никто не видел.)
А не этот ли поезд видел на балаклавском переезде Устименко? Много похожего: паровоз иностранного образца, три вагона… Если поезд-призрак обнаружился в 1991 г. под Полтавой, почему он не мог появиться в 1955-м под Балаклавой? Севастопольский краевед Е.Веникеев рассказал, что во время Крымской войны к итальянскому лагерю на горе Гасфорта англичане провели из Балаклавы железную дорогу. Потом ее сняли, но насыпь осталась.
Ветка из Балаклавы в Севастополь проходит как раз по той, намеченной еще англичанами трассе. Получается, поезд-призрак шел по следам снятых шпал? Но если это был тот самый злосчастный поезд, зачем он приходил сюда? Забрать души итальянских солдат, похороненных на итальянском кладбище в 1855 г. ? (Кладбище через сто лет снесли советские власти!) Или у кого-то из 104 пассажиров здесь были погребены родственники и они «приехали» отдать им последний долг?
А может, они, эти сгинувшие пассажиры, могли как-то отомстить за поруганное кладбище из своего временного плена, вмешались в земную причинно-следственную связь — и «Юлий Цезарь» — «Новороссийск» взлетел на воздух? Простор для предположений огромен. Еще одна версия связана… с черепом Гоголя. Как известно, череп Гоголя выкрали еще в 1909 г. по заказу купца А.Бахрушина.
Может быть, именно поэтому зафиксированы случаи неоднократного появления поезда под Полтавой, на родине писателя? А незадолго до Чернобыльской катастрофы поезд-призрак видели на станциях Солнцево и «Новоукраинка» (Украина). Встречали поезда-призраки под Ла-Маншем, в Московской области, в Цюрихе в 1929 г., осенью 1994 г. на станции Половина (Иркутская область), на станции Плавни- пассажирская (Украина) 2 февраля 2002 г…
В 1999 г. мистический поезд появился под Бояркой. Этот поселок в советское время был известен всем, кто читал роман Н.Островского «Как закалялась сталь». В начале 20-х в комсомольцы действительно строили там узкоколейку — чтобы снабжать замерзающий Киев дровами. Жители Боярки всегда гордились тем, что в их городе работали комсомольцы во главе с Павкой Корчагиным. Но теперь слухи, что в городе появился призрак Павки (точнее, самого Островского), нагоняют на них страх.
Видевшие поезд-призрак утверждают, что в кабине машиниста находится молодой человек в красноармейской форме и буденовке. Состав, гремя, проходит прямо по свежевспаханному полю, не оставляя при этом никаких следов, машинист несколько раз сигналит, после чего поезд попросту растворяется в воздухе. Местное население знает о регулярных появлениях поезда, но боится о них рассказывать даже журналистам. Возможно, потому, что по округе распространился слух, будто душа некрещеного Островского осуждена небом всю жизнь ездить на паровозе.
Подобные истории можно услышать по всему миру. В них фигурируют поезд заброшенной секретной ставки Гитлера (Польша), состав, рухнувший в реку во время аварии на железнодорожном мосту (Румыния), санитарный поезд, попавший под бомбежку в конце Второй мировой в Германии, таинственный поезд из Коломбо (Шри- Ланка) и др.
Некоторые исследователи считают, что это хрономираж, но пока еще никто не слышал о мираже, который бы сопровождался звуковыми и сейсмическими (сотрясение земли) эффектами. А тем более странным является то, что на нем можно… уехать, как это сделал Лещатый. Кстати, после этого «отъезда» желающих продолжить исследование феномена пока не нашлось.
И все же ученые пытаются хоть как-то объяснить появление поездов-призраков в разных уголках Земли. Железные дороги, говорят они, густо и причудливо оплели континенты паутиной рельсов, которая достаточно долговременна и точно привязана к определенному пространству, как бы формирует его координатный скелет. И это, как всякое значительное преобразование пространства, повлекло за собой и временные аномалии.
Сверхдлинные туннели, сверхглубокие шахты, сверхвысокие башни — все эти пространственные новообразования меняют, пусть и не очень ощутимо, движение времени. Известный специалист в области топологии, доцент Московского университета, кандидат физико-математических наук И.П. Пацей пишет, что «железнодорожная сеть — сеть не плоскостная, а сферическая; она повторяет кривизну земного шара.
А там, где плоскость переходит в сферу, там трехмерное пространство переходит в двухмерное и наоборот (вспомним перекрученную ленту Мебиуса), т.е. железнодорожная сеть есть граница-сопряжение по меньшей мере двух, а по большей части — нескольких пространств. Но пространство вовсе не «сосуд времени», как время отнюдь не наполнение пространства. Это единая среда, процесс, условие, и их взаимосвязь».
Другая версия, в чем-то перекликающаяся с первой, основана на постулате, что время — это особого рода хрональное поле, неразрывно связанное с электромагнитной энергетикой пространства. А если предположить, что наряду с законом сохранения вещества и энергии существует и закон сохранения времени, никем пока не доказанный? И «прожитое» время не исчезает, вечность прошлого равна бездне будущего. Прошлое существует реально, а не в чьей-либо памяти. У каждого тела есть своя траектория движения, роста, полета.
Совокупность этих траекторий укладывается в русло общего течения времени. Настоящего как такового нет. Любой миг будущего тут же становится мгновением прошлого. То, что мы называем настоящим, всего лишь вспышка сознания, пережигающего будущее в прошлое. Настоящее, как поется в песне, «только миг между прошлым и будущим». Так что «прошлое» и «будущее» равно понятию «время» вообще. А кто убедил нас, что время течет только по прямой?
Не логичнее ли предположить, что время накручивается витками, как нить на катушку, так что прошлое существует параллельно будущему. Но иногда меж «витков» случаются «пробои», и тогда возникают «черные дыры» в хрональном поле; они, словно воронки смерчей, образующие воздушный тоннель между небом и землей, блуждают, перемещаясь по каким-то своим законам, втягивая в себя людей и предметы…
Может, именно с помощью «блуждающих черных дыр» времени и можно объяснить появление и снежных людей, и лохнесских чудовищ, втянутых смерчем времени и выброшенных из своих доисторических эпох в наши дни? В «черные дыры» межвитковых пробоев проваливаются и наши современники, которые не всегда гибнут в чужих веках, а, приспособившись к тамошней жизни, становятся оракулами и предсказателями. Не из них ли тот же Нострадамус?
Даже появление НЛО и энлонавтов укладывается в рамки этой теории: это наши дальние потомки, и их вполне рукотворные «летающие тарелки» заглядывают к нам сквозь «черные дыры» времени. Теперь вспомним, что незадолго до исчезновения римского поезда в Италии произошло мощное землетрясение. Возможно, чудовищные провалы возникли не только в почве, но и в хрональном поле.
Если предположить, что там образовалась блуждающая хрональная дыра, то она могла сконцентрироваться над гигантским тоннелем. И тогда именно она и могла перевести поезд из нашего обычного трехмерного пространства в четырехмерное, где время (хрональное поле), помимо длительности, приобретает новую характеристику — глубину. Поэтому злосчастный состав, выпав из своего обычного векторного времени, стал свободно перемещаться из настоящего как в прошлое, так и в будущее.
Но поскольку движение его определялось жестко схваченными пространственными координатами (рельсовой колеей), то появляться он мог только там, где когда-то лежали рельсы, или там, где их когда-нибудь проложат в будущем. Так под Балаклавой поезд-призрак шел по колее 1855 г., а в Мексику мог прибыть по железнодорожной магистрали, которую, видимо, все-таки проложат в XXI в. через Чукотку и Аляску (проект рассматривался еще в начале ХХ в.) Из всего этого, правда, не следует, что поезд-призрак — один…
Ольга Буланова