Рисунок Гарри Лавина (Garry Lavin), считающего, что Стоунхендж воздвигли из каменных глыб, которые заключали в оболочку из прутьев и катили по земле. По мнению дизайнера и инженера Гарри Лавина, современные представления о том, как строился легендарный мегалитический комплекс, могут немного расходиться с истиной.
В настоящий момент, согласно наиболее популярной в официальных научных кругах теории, 750-киллограмовые каменные глыбы водружали на платформы из бревен и катили по земле.
По мнению мистера Лавина, это было бы чересчур неудобно, ведь в таком случае перевозчикам понадобилось бы постоянно подставлять бревна. Учитывая то, что последние, скорее всего, также не были легкими, и что путь от близлежащих карьеров в Уэльсе протягивался на 380 километров, такие сомнения вполне можно понять, если не оправдать.
Так как же, по мнению мистера Лавина, происходил процесс транспортировки строительного материала? Будучи инженером, автор новой теории считает, что вырезанные в карьере глыбы окутывали «корзиночными» конструкциями из прутьев (предположительно, ивовых).
Благодаря этому, угловатые куски породы приобретали достаточно округлые очертания, и их можно было катить по земле на значительные расстояния.
Дабы проверить свою версию на прочность, Гарри создал подобную конструкцию в домашних условиях, и скатил ее с ближайшего холма. Разумеется, его возможности были несколько ограниченными, что отобразилось и на масштабе: экспериментатор использовал 40-киллограмовый четырехугольный фрагмент каменной стены, помещенный внутрь плетеной структуры диаметром 0,5 метра. Как оказалось, каркас из прутьев не только защитил камень, но и сохранил целостность. Впрочем, это еще не все: Лавину также удалось установить, что оболочка из прутьев придавала грузу плавучесть: при испытаниях выяснилось, что 1/8 объекта оставалась над водой. Таким образом, не исключено, что подобный способ транспортировки мог быть избран древними.
Конечно, предложенная Лавином теория — это всего лишь одна из версий, не претендующих на звание окончательной истины. Впрочем, ее значение в другом: она показывает, что даже 5000 лет назад люди обладали материалами и технологией, которая позволила бы созидать архитектурные чудеса, подобные Стоунхенджу.