Разработанная новая модель супер-извержений вулканов дает возможность понять то, что такие огромные по своим размерам катастрофы, которые происходят приблизительно один раз на сто тысяч лет, вполне могут оказаться причиной некоторого соединения уровня температуры и геометрии магматических камер.
Вот уже несколько десятков тысяч лет как такой фактор, как вязкость горных, твердых пород, которые окружают магматическую камеру, способствует постоянному повышению глубинного давления, что и приподнимает сам потолок камеры вверх до тех пор, пока все присутствующие линии напряжения в породе не взрывают вулканическую кальдеру.
На этот счет высказался автор известной публикации Патриция Грегг из университета штата Орегон: «Для того, чтобы полностью вообразить себе то, как взрывается вулканическая кальдера, можно представить себе образование трещин при выпекании на корочке хлеба». «Трещины на магматической камере имеют своей целью снимать повышающееся давление, которое возникает от сдавливания камеры в самой глубине породы».
«Не важно, сколько времени пройдет, но трещины все-равно разрастаются, и постоянно направляются вниз к самому ядру магматической камеры. Если это большой вулкан, то такие трещины, проникая очень глубоко в породу, вполне могут нанести разрушение стенам камеры той силы, которая и вызовет коллапс верхнего купола и немалое извержение».
Если извержения обычных вулканов проходят практически незаметно, то извержения супервулканов вполне способны негативно воздействовать и на глобальный климат планеты, способствуя различным катаклизмам (например, ледниковый период).
Два миллиона лет назад произошло самое огромное по своим масштабам извержение вулкана, который находится в Хребте Гекльберри (Йеллоустоунский парк). Если сравнить это извержение с извержением вулкана Святой Елены, который произошел в 1980 году, то можно с уверенностью сказать, что вулкан в Гельберри в пару тысяч раз превысил силу недавнего извержения. В мире есть следы и иных супер-извержений — в Новой Зеландии, Японии, Андах и на Суматре.
Патриция Грегг считает, что такие супер-извержения можно считать одной из худших природных катастроф, которые только могут подвергнуть опасности нашу землю. «Они по мере разрушения идут сразу же после столкновения с метеоритом». «Те большие объёмы породы, которые выбрасываются при извержении в воздух, способны полностью уничтожать среду и создают собой газовые облака, которые многие годы могут покрывать Землю».
Самые первые модели основывали свои достижения на внутреннем импульсе камеры, но так, как отсутствовали все видимые доказательства такой теории, то есть повод считать, что триггер находится непосредственно над камерой вулкана.
«Ошибка многих ученых в том, что они имели дело с обычными моделями мелких вулканов, пытаясь масштабировать их до размера супер-вулкана. А надо было работать с моделями супер-вулканов», делится своим мнением соавтор научной публикации Шанака де Сильва.
«Те наши сотрудники, которые изучали такие феномены, хорошо знают, что похожие супер-извержения — это далеко не увеличенные извержения Горы Мазамас или вулкана Кракатау, так как в этом случае мы имеем не линейную зависимость. Это же подтверждают и многолетние наблюдения».
К счастью, для того, чтобы появилась настолько масштабная магматическая структура, необходимы специальные условия. Именно это и объясняет столь редкие случаи такой природной катастрофы.
Если извержение все же произошло, то оно может подпитываться огромнейшими лавовыми запасами приблизительно в 15 тысяч кубических километров. Дело усложняет еще и то, что , постоянные прорывы магмы из нижних слоев способны значительно размягчать окружающую породу и расширять камеру.
Что касается меньших вулканических камер, то они могут выкидывать лаву несколько чаще до полного достижения наивысшей степени давления.
Хотя в мире и ширятся слухи о возможном супер-извержении в Йеллоустоуне, но ученые это легко опровергают, хотя там и имеется постоянная слабая вулканическая активность.
«Сейчас высота поднятия поверхности в Йеллоустоунском парке составляет не больше нескольких миллиметров», делится с читателями Патриция Грегг. «В тот же момент, когда произошло супер-извержение в Хребте Гекльберри, поднятие уровня земли всего йеллоустоунского парка имело не меньше сотни метров, а то и приблизительно километра».