У древних греков слово «кома» означало «сон». Людям всегда хотелось проникнуть в эту таинственную область человеческого сознания, которая находится на границе между жизнью и смертью.
Когда-то, почти четыре десятилетия назад, Эдварда О’Бара была высокой и привлекательной блондинкой. Потом у нее развился диабет. Ночью 3 января 1970 года она проснулась от сильной боли, вызванной реакцией на новое лекарство от диабета.
Испуганную девушку отвезли в больницу. То теряя сознание, то приходя в себя, она со слезами попросила мать: «Обещай, что ты меня не бросишь!»
«Конечно, нет, дорогая, — ответила мать, гладя ее волосы. — Я никогда тебя не брошу».
Это были последние слова, которые произнесла и услышала Эдварда. Она впала в диабетическую кому, из которой не выходит уже 39 лет.
Сейчас Эдварда О’Бара — седая женщина средних лет. Она дышит и кашляет, иногда у нее вздрагивают ресницы. Все остальное время Эдварда живет в своем абсолютно пустом мире.
Еще никто не находился так долго в коме. 27 марта этого года Эдварда отметила свой 55-й день рождения. Вернее, его отметила за нее ее сестра Колин. Мать Кей, посвятившая половину жизни уходу за дочерью, умерла в прошлом году в возрасте 80 лет. Перед ее смертью Колин пообещала Кей сдержать слово, данное ею много лет назад, и не покидать сестру.
Ухаживать за Эдвардой непросто. «Я все время провожу с сестрой, — рассказывает 53-летняя Колин. — В 6 утра просыпаюсь, разогреваю ей жидкое питание и кормлю через каждые два часа. Я переворачиваю ее, мою и, проверив уровень сахара в крови, делаю через каждые шесть часов укол инсулина. Еще я делаю ей массаж, чтобы у нее не атрофировались мышцы, и двигаю ее руками и ногами».
По ночам Колин спит в кровати рядом с сестрой, так же как это делала 38 лет их мать. Она никогда не выключает ночник, чтобы Эдварда не оставалась в темноте. Ухаживать за Эдвардой тяжело не только физически, но и материально. На еду и лекарства уходит примерно 1 тыс. долларов в неделю.
Доктора говорят, что Эдварда никогда не очнется, но Колин живет с надеждой, что старшая сестра в один прекрасный день придет в сознание. Она надеется , что забота поможет ей выйти из комы. Колин каждый день читает ей книги, настраивающие на оптимистический лад, многое с ней обсуждает и старается не выключать телевизор.
Долгий Сон
Большинство ком длятся от нескольких дней до нескольких недель. Шансы на выздоровление тают с каждым днем, проведенным в этом странном забытьи. И все же история медицины знает несколько случаев, когда пациенты приходили в себя после долгих лет в коме.
В 2006 году, к примеру, южноафриканец Луис Вильсен очнулся после комы, длившейся пять лет. Он впал в нее в возрасте 25 лет, попав под грузовик, а проснулся после того, как ему дали снотворное золпидем. Луис до сих пор каждый день принимает это лекарство и медленно выздоравливает.
Еще удивительнее история польского железнодорожника Яна Гржебски, жителя городка Дзядлово, который очнулся после 19 лет комы. В 1988 году Ян, работавший на железной дороге, попал под поезд, получил удар по голове и впал в кому. Врачи предсказали ему два, максимум три года жизни, но его жена Гертруда с таким приговором не согласилась. Все это время она продолжала ухаживать за супругом и ждала чуда. И чудо свершилось.
Ян очнулся в апреле 2007 года. Во многом ему пришлось начинать жизнь сначала. Гржебски попал в аварию, когда в Польше еще был коммунистический режим и на все, в том числе и продукты, существовал дефицит.
«Когда я впал в кому, — рассказывал он, — в магазинах можно было купить только чай с уксусом. Мясо выдавали по талонам, а за бензином выстраивались огромные очереди. Сейчас на улицах люди с сотовыми телефонами, а в магазинах столько товаров, что у меня голова идет кругом. Но больше всего меня поражает, что все эти люди постоянно на что-то жалуются».
Дети Яна — а их у него четверо — за без малого два десятилетия, что отец провел в коме, выросли, женились и вышли замуж. Самой приятной неожиданностью для него была новость о том, что он — дед. 11 внуков и внучек Ян увидел первый раз в жизни, когда пришел в себя.
К сожалению, теория о том, что людям, побывавшим в коме, трудно полностью восстановить здоровье, подтвердилась на примере Гржебски. 12 декабря 2008 года он скончался от сердечного приступа.
За последнюю четверть века известны и несколько случаев родов в коматозном состоянии. Чаще всего дети у таких женщин появляются на свет недоношенными. Правда, есть и редкие исключения. В июле 2006 года жительница Кентукки, имя которой не сообщается, находившаяся в коме все девять месяцев беременности, не только выносила ребенка до положенного срока, но и родила совершенно здоровую девочку.
Сумеречная зона
Медикам известно о коме очень мало, но есть некоторые закономерности. У людей, побывавших в коме, нередко меняется характер. Одни становятся агрессивными и склонными к насилию, другие — пассивными и безразличными. У подавляющего большинства наступает сильная депрессия.
Вернуться из комы удалось немногим. Мало кто может рассказать, что он испытывал, находясь в этом состоянии.
В 1988 году жительницу Лондона Жюли Бриджуотер сбила машина. Она получила тяжелые травмы головы и почти 4 недели провела в коме.
«Я как бы видела себя с большой высоты, — рассказывает Жюли, — но, наверное, не всегда понимала, что это я. Еще у меня изменилось восприятие времени. Это трудно выразить словами, но сейчас ко времени я отношусь не так, как раньше».
Миссис Бриджуотер отчетливо запомнила, как боролась со смертью и «заключила сама с собой сделку, дав слово жить». Она также помнила некоторые события, происходившие вокруг нее.
Первые слова после пробуждения Жюли произнесла на… фарси. Этот язык она, правда, изучала много лет назад, но давно забыла. Несмотря на то, что физически она полностью восстановилась, психическое состояние, по ее словам, оставляет желать лучшего. Порой ей кажется, что у нее украли тело и заменили чужим.
Ей тоже не удалось избежать сильной депрессии. Но каждый раз, когда ей хотелось покончить с жизнью, она вспоминала «сделку» и прогоняла мрачные мысли.
Захар РАДОВ